?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Можно сказать, что я попала на этот спектакль почти случайно. Дело в том, что Довлатов – не совсем автор моего «круга», и я не очень большой «фанат» студенческих спектаклей, видимо пока. И были и есть у меня студенческие спектакли, которые я бы хотела посмотреть больше и обязательно.

Но в одной из дискуссий была затронута тема, кто-где из любимых актеров. Я вспомнила, что режиссер Родион Овчинников поставил в каком-то региональном театре пару спектаклей, не могла вспомнить, что за город – Нижний Новгород или Рязань, пошла «гуглить» и узнала, что он поставил спектакль совсем рядом. Несколько лет назад смотрели его спектакль по прозе Казакова. Безусловно, советская проза – эта та тема, которую Р.Овчинников очень тонко чувствует, и я подумала, что можно было бы и уделить вечер этому спектаклю. Каково же было мое удивление, когда я поняла, что спектакль идет 3 часа 20 минут. Скажу откровенно – я была заинтригована, данный хронометраж и для любого театра – серьезная заявка, а для студенческого спектакля и подавно. На этот вечер у меня были альтернативные планы, я сомневалась, но человеческая жадность – «а вдруг я не успею и буду потом жалеть», привели меня к учебному театру института им. Щукина. И мне повезло и не повезло – мне достался последний билет, и это безусловно, плюс, но на первый ряд, и для меня это минус.

Спектакль поставлен по трем книгам С.Д. Довлатова: «Зона», «Компромисс», «Заповедник», каждая книга – отдельное действие, но соединены они в трилогию. Главного героя зовут по фамилии – Довлатов. Мне кажется, что у режиссера был все-таки немного сверх романтичный взгляд на эти истории. И в общем-то изначально чувствовалось, что он сочувствует герою, и хочет донести своим зрителям идею, что герой если и не мученик, то очень страдающий человек.

Я была немного удивлена, восприятием эпохи режиссером, т.к. по тем интервью, что я читала или смотрела с ним, у меня сложилось впечатление, он все-таки человек испытывающий ностальгию и по тем временам, и по некоторым устоям тех времен. Ан нет оказалось, что я ошибалась… Забавное предисловие он сделал перед спектаклем: «что это все про нас, про наши стремительные советские времена»… Кстати, спектакль начинается во время рассадки зрителей: актеры в ватниках и ушанках ходят по сцене, курят, что-то обсуждают… Я не очень люблю, когда так начинается, мне занавес подавай, мне нужна грань меня с моим билетом и истории на сцене. Но в этот раз я села на свой нелюбимый ряд, и мгновенно настроилась на спектакль, готова была к просмотру. А вот режиссер этот настрой в чем-то нарушил.

По мне так, первая часть получилась ярче и сильнее остальных. Первая мысль моя была – может ли быть плохим спектакль, если начинается он с первых аккордов моего любимого произведения – «Страсти по Матфею».
Сценография проста – несколько двухэтажный металлических кроватей и несколько софитов на полу. И оказалось, что формат произведения очень удачно подходит для студенческого спектакля: небольшие эпизоды – студенческие этюды очень гармонично складываются в единое полотно, в ту историю, что рассказывает герой.

И вроде как герою снится сон, будто он умер или правда это дух героя вспоминает, и он начинает повествование. Актер Ислам Зафесов, исполняющий главную роль – яркий, харизматичный, с легким ироничным взглядом, ему легко удается «держать» историю. Не удивлюсь, если идея поставить именно этот спектакль пришла Родиону Овчинникову, когда он разглядел этого актера и увидел в нем некоторую «похожесть» на автора.

Одним из самых ярких эпизодов является эпизод с постановкой «Кремлевских звезд». Это очень красочно, гротескно. Очень эффектно вписан этот эпизод – как театр в театре, и так по-вахтанговски. При этом сначала спектакль ставят, и это смешно. Мы видим весь неуклюжий процесс, всю «кухню» театра на зоне со всеми неловкостями и неумелостями «актеров». А потом занавес закрывается-открывается и мы видим уже сам спектакль – это уже очень смешно, и очень ярко. Я с одной стороны пожалела, что сижу так рядом, т.к. рисунок «спектакля в спектакле» очень интересный, но мне с моего место его было не очень видно. Но с другой стороны, актеры исполняющие «жителей зоны»-зрителей этого спектакля, вышли в зал, сели у сцены, объединяя тем самым зрительный зал наш и «тот зрительный зал». И было в этом какое-мистическое единение: героев и актеров, зрителей, времен, эпохи, что-то ностальгическое… Я даже с грустью подумала, что когда этот спектакль будет играться на большой сцене Вахтанговского театра, наверное, это единение потеряется… Проверить не смогу, ибо 2 июня – дата показа этого спектакля, для меня неприемлема для похода в театр.

Второй действие – это «Компромисс». Удивительное дело, не в моих правилах сравнивать, но все действие меня не покидала мысль, что спектакль мне нравится больше «Конца прекрасной эпохи». Особенно это касалось эпизода в поезде, когда герой с фотографом на хутор поехали.

А вот третье действие – «Заповедник», мне показалось самым «тусклым», несмотря на то, что там были яркие эпизоды… То ли я уже устала, то ли действительно уже было некоторое перенасыщение… Мне это действие показалось немного затянутым, и слишком прямолинейным: «вы посмотрите, что система может сделать с человеком», эта прямолинейность показалось какой-то банальной, и банальность эта подчеркивалась музыкальным рядом. На мой взгляд, песня С.Никитина «Переведи меня через майдан» как-то уж очень хрестоматийно звучала в финале…

В чем-то Р.Овчинников «убрал» ироничную парадоксальных фраз автора, мне немного ее не хватало, в чем-то эти эпизоды он сделал жестче, прямолинейней. Но энергия молодых актеров с лихвой это перекрывала. Невольно вспомнила довлатовскую фразу: «Артист - это донор. Именно донор, который отдает себя, не требуя вознаграждения». Вот я эту донорскую энергию получила очень щедро. Все актеры играли по несколько ролей, и некоторых из них реально сложно было узнать, сопоставляя с предыдущим эпизодом. Особенно забавно это было с Аскаром Ильясовым, т.к. у актера очень ярко-выраженная «национальная принадлежность». Еще хочу для себя отметить Эдуарда Йоонаса и Валерия Карпова, а из девушек – Николину Калиберду и Серафиму Красникову.

Немного жаль, что театр изменил своей традиции показывать выпускной спектакль целый сезон. Но его можно увидеть на Основной сцене театра им. Вахтангова 2 июня. http://www.vakhtangov.ru/shows/uchimsya_byit_artistami

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
irinadob550
May. 29th, 2017 09:11 pm (UTC)
Ой, не знаю... Довлатова читать надо, причем, урывками. Респект режиссеру, конечно, но не уверена, что я бы приняла спектакль.
twins_en
May. 30th, 2017 08:10 pm (UTC)
Спектакль - смотрится как отдельное произведение. Да, там нет "фирменных" довлатовских приемов, но энергия молодых актеров и изобретательность режиссера компенсируют это.
kagury
May. 30th, 2017 06:13 am (UTC)
Я смотрела отличный спектакль по Довлатову в театре Труда. Вот прям совершенно правильный Довлатов: точно пойманы интонации текста, много добродушной иронии, легко и кратко.
Ну вдруг захочется сравнить.
twins_en
May. 30th, 2017 08:11 pm (UTC)
Спасибо за совет. Посмотрела на сайте, включила в план, но уже в новом сезоне уже.
Скажу откровенно - я про этот Вас впервые услышала.
sen_semilia
May. 30th, 2017 12:02 pm (UTC)
когда я к ним дойду....
все только мимо

IMG_2667
twins_en
May. 30th, 2017 08:12 pm (UTC)
Наступит день, наступит час)))
И Вы их посетите)))) а они Вас дождуться...
sen_semilia
May. 30th, 2017 08:37 pm (UTC)
да уже наверное заканчиваются дипломные спектакли...
обычно самые показы в мае у них
насколько помню
twins_en
May. 30th, 2017 08:42 pm (UTC)
А еще ведь есть "Твой шанс", победители которого потом целый сезон играют...
sen_semilia
Jun. 2nd, 2017 01:39 pm (UTC)
знаю
тоже давно не была
но на родных сценах училищ спектакли всегда лучше проходят
twins_en
May. 30th, 2017 09:01 pm (UTC)
некоторые спектакли играют потом сезон, например, прошлогодние выпускники Щукинского в этом сезоне играли "Бедность не порок" весь сезон.
Спектакль Школы-студии МХАТ "Безотцовщина" занял 1 место на фестивале "Твой Шанс" и тоже будет играться весь следующий сезон (вот его я очень хочу посмотреть).
А в следующем году будут новые студенты и новые дипломные спектакли, и новым мы))))
sen_semilia
Jun. 2nd, 2017 01:39 pm (UTC)
знаю-знаю :-)
tommydom
May. 30th, 2017 12:04 pm (UTC)
Довлатов обычно сопровождает меня в дороге, читаю его, наугад открывая один из захваченных томиков. Понятно, что парадоксальность, юмор, ирония и самоирония увлекают каждый раз) еще и драматургичен оказался)
twins_en
May. 30th, 2017 08:13 pm (UTC)
Я тоже решила перечитать за лето его, вернее что-то перечитать, что-то прочитать...
raime_c
May. 30th, 2017 01:19 pm (UTC)
Дочери спектакль понравилься больше, чем книги. Но она-фанат студенческих театров.До ГИТИСа пока не добралась, но к остальным ходит и не по одному разу.
twins_en
May. 30th, 2017 08:17 pm (UTC)
Мне тоже спектакль очень понравился.
Я редко хожу на студенческие спектакли, просто времени не хватает.
У меня в планах "Безотцовщина" и "Чудо-чудо человек" в Школе-студии МХАТ, и несколько спектаклей в ГИТИСе. В прошлом году с огромным удовольствием смотрела спектакли курса А.А.Коручекова.
raime_c
May. 30th, 2017 08:30 pm (UTC)
"Чудо-чудо человек" посмотрела два раза). В Щепке ей понравился курс Бейлис-Иванов. Ждет осени у Дубровской в Щуке выпускной курс.
twins_en
May. 30th, 2017 08:36 pm (UTC)
А в прошлом году она смотрела "Бедность не порок" в Щукинском? Он еще идет, афишу можно смотреть у Коручекова в ФБ.
Теперь "чудо-чудо человек" еще больше хочу))) Но они же еще не выпускники? в следующем сезоне уже, наверное.
raime_c
May. 30th, 2017 08:55 pm (UTC)
Да,третий курс, она пойдет на "Твин пикс", в этом сезоне не получилось.
Ждет Дубровскую, так как ее прошлый выпуск поставил "Тиля", ждет что-то такое же фееричное, "Кюхля",ей понравился.
В прошлом сезоне в Щуке была только на "Цыгане".Репертуар Щепке прошлого года ей понравился больше, "просидела"там весь сезон.
twins_en
May. 30th, 2017 09:06 pm (UTC)
Как жаль, что она не посмотрела в прошлом году "Рыцаря бедного" в Щуке :(
Очень рекомендую сходить на "Бедность не порок", знаю точно, он будет играться 20 июня на сцене учебного театра ГИТИС
raime_c
May. 30th, 2017 09:17 pm (UTC)
Думаю не согласится, смотрела в Малом.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel