?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После фильма Питера Уэббера по роману Трейси Шевалье, мне кажется, практически не осталось ни одного человека, который не знал бы о картине Яна Вермеера. И тем не менее картина вызывает много вопросов. Кто-то говорит, что ничего в ней не видит, другие не понимают, как такое может быть.

Лично я всегда считала, что весьма равнодушна и к фламандской школе, и к голландской. Исключение делала для Вермеера и некоторых картин Рембрандта.

Но вот посмотрев документальный фильм «Девушка с жемчужной сережкой» (информация о фильме), я поняла, что равнодушна-то я была лишь потому, что смотрю плоским прямым взглядом. И вижу портрет, там, где трони (новое слово из фильма), быка – там, где «идеальный бык»; обычный городской пейзаж – там, где художник изобразил некий идеальный город.

Вообще фильм удивительно сочетает информативность и иррациональное восхищение. Содержит множество перекрестных ссылок на упоминания голландской живописи в литературе (Марсель Пруст, Трейси Шевалье).

Некоторые мысли, высказанные искусствоведами, заставили по-новому посмотреть на очевидные вещи.
Например, с удивлением узнала, что развивалась голландская живопись стремительно – более 5 млн. картин за 75 лет. И отчасти это обусловлено тем, что в то время было не только много талантливых художников, но и был огромный спрос на предметы искусства – каждый булочник или кузнец считал своим долгом повесить у себя дома какую-нибудь картину, написанную специально для него.

Я всегда считала, что тиражирование предметов искусства (календарики-магнитики, множество открыток и т.п) – это не есть хорошо. Как-то неестественной мне казалась огромная разница между оригиналом и его подобиями. И вдруг один из искусствоведов говорит, что он как раз это приветствует, поскольку тиражирование формирует узнавание. И чем больше эффект узнавания, тем ярче будет потом эффект открытия оригинала. А ведь да! Сколько раз я думала о той же «Моне Лизе» и «Тайной вечери» Леонардо или «Менинах» Веласкеса, что восторги преувеличены. И насколько яркими были потом впечатления от самопереубеждения.

Под конец фильма вдруг пожалела, что смотрю, не записывая основные моменты в блокнот. А жаль, столько ссылок на книги, источники, столько интересных имен художников, о которых стоило бы узнать. Пожалуй, есть повод пересмотреть фильм. Жаль, что показывают его редко и в ограниченном количестве кинотеатров…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
mila_lova
Feb. 9th, 2015 02:11 pm (UTC)
Вообще, ведь художественная ценность картины не в сюжете, а в колорите и технике.
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:19 pm (UTC)
Согласно некоторым искусствоведам, там и с техникой не все так просто - та же сережка или губы, или линия носа выписаны не согласно классической технике, но все вместе завораживает.
Здесь есть еще что-то иррациональное, что захватывает. Помню шок от "Тайной вечери" Леонардо. я была уверена, что я хорошо представляю эту фреску и готова к встрече с ней. Но я была не готова... Как и моя подруга-атеистка, как и группа японцев, как и все остальные посетившие.
А ведь с точки зрения техники там тоже все небезупречно, более того, там половина красок уже не Леонардо... а вот ведь буквально парализует...
mila_lova
Feb. 9th, 2015 02:25 pm (UTC)
Если картина не талантлива, то она вас и не заденет. А талант - это как раз владение техникой.
У каждого художника есть свои приёмы. Это как скрипки Страдивари и Амати - у каждого свои секреты, но оба исполнения великолепны.
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:30 pm (UTC)
Соглашусь. Но есть картины, которые задевают даже своими репродукциями и сувенирами. А есть, о которых все восторгаются, а ты лично этого не понимаешь... пока не встретишь подлинник.
У меня несколько таких примеров. В том числе я имела наглость не понимать Джоконду, Тайную Вечери (но я уже говорила об этом), Менины Веласкеса...
mila_lova
Feb. 9th, 2015 02:34 pm (UTC)
Не скажу, конечно, что Джоконда - это бездарность, но её невероятность и гениальность сильно преувеличены маркетинговыми службами Лувра.
Маркетинг - это такая штука, которую тоже не надо снимать со счетов в искусстве :)
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:38 pm (UTC)
Джоконда
Я тоже никогда не говорила, что бездарность. Но до своего визита в Лувр была, убеждена, что ее успех раскручен искусственно. И к ней я шла с ощущением, что вот не почувствую я ничего... и... подошла, а она меня пленила. И еще при этом смеялась и торжествовала. это все иррационально, но я вот свидетельствую, что меня она переманила в ряды своих восторженных поклонников, которые не смогут никогда разгадать ее тайны...
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:27 pm (UTC)
Сюжеты голландцев
Как раз при просмотре фильма поняла, что разбор сюжетов у голландцев важен - в них вся фишка... именно потому, что его не анализировала раньше, мне и не нравилось это направление.
mila_lova
Feb. 9th, 2015 02:29 pm (UTC)
Re: Сюжеты голландцев
Ну, это ваше личное ощущение :)
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:34 pm (UTC)
Re: Сюжеты голландцев
Безусловно, часто знания делают эмоции коррелированными, не чистыми, а с примесью самоубеждения - ну это же такая тонкая работа, тут такой сюжет. И тп...
Но есть вещи, которые начинаешь оценивать только после приобретения определенных знаний. или когда кто-то покажет и расскажет...
У меня так бывает. Мб потому, что начинаю разбираться, изучать, вкладывать свои усилия и время, и через какое-то время начинаю ценить. Но это именно приобретенные эмоции, не чистые, не мои)
mila_lova
Feb. 9th, 2015 02:39 pm (UTC)
Re: Сюжеты голландцев
Вообще я, например, различаю художественную ценность картины и её капитализацию.
Художественная ценность - это колорит и техника.
Капитализация - это легенда и маркетинг. Например, Айвазовский - его капитализация сильно завышена благодаря его страшной плодовитости. Галереям с ним удобно работать. Проще проводить тот же маркетинг.
twins_en
Feb. 9th, 2015 02:55 pm (UTC)
Re: Сюжеты голландцев
Ну да... есть такие моменты. Плодовитый, пусть и талантливый, художник становится узнаваемым, а как только примелькался, так сразу же и оценили его...
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel