?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нет, все-таки я не люблю у Чехова «Три сестры». Как бы стыдно и не было признаваться в этом, но признаться в этом хочется. Сам Чехов говорил, что «три сестры – это я». Мне хочется наглым образом добавить, что «три сестры» – это все мы. И возможно, слишком это про меня, про моих знакомых, про всех окружающих. И может от того и не люблю, что правда глаза колит. Не отвертеться от мысли, что большинство из нас и есть все эти герои.
И это произведение наибольшим образом вызывает между нами споры и даже разногласия. Поэтому обычно хором мысли о нем мы не фиксируем, нет единения и письма дяди Федора не получается.

Но спектакль Бутусова мне понравился очень-очень… зацепил. И вот прошло несколько дней, а желание записать свои впечатления не прошло. Даже хотя бы потому, что не хочется пересказывать свои впечатления многочисленным знакомым устно, чтобы в пересказах не расплескать и не замылить все увиденное, прочувстванное и обдуманное.

Постановка полифоничная, многослойная и построенная на невероятно тонких противопоставлениях. Все размышления о былом, о текущих несчастьях и мечты о будущем счастье равноправны. Впрочем все говорят порой в унисон. Все о разном в деталях и все же об одном и том же по сути.

На протяжении всего спектакля думала, что по-другому «Три сестры» и нельзя уже ставить. Именно тут режиссер подчеркивает и всю симметричность пьесы Чехова, и зацикленность на одном и том же, и отражения одной и той же истории множество раз, и в то же время противопоставление схожих и таких разных историй.

У каждого своя тема, которая собственно есть повторение одной и той же темы в разных исполнениях – будем ли мы когда-нибудь счастливы, или хотя бы кто-то лет через 200-300…. И с самого начала понимаешь, что счастья не было, нет и не будет. Но самое поразительное открытие, что его и не особо-то хотелось. Мучаться и страдать, зацикливаться на значимых идеях – это состояние наиболее естественное, привычное и удобное.
Это ли не настоящий Чехов.

Все хотят счастья так абстрактно. Вот когда-то, когда сбудется наша абстрактная грандиозная мечта, вот тогда-то что-то и произойдет. Что? Не важно, но тогда… Абтракционизмом счастья страдают почти все (кроме, естественно, Наташи. Не потому ли она в конце концов довольна и даже не думает, счастлива ли… Для нее важно быть довольной).

Когда спектакль только начался и сестры начинают свой разговор, почти недвижимы, то кажется, что жизнь застыла. И может ли быть что-то более тягучим, чем этот бессмысленный разговор, эта неправдоподобная и неестественная радость Ирины, усталость и тупое раздражение Маши, бессмысленное ожидание чего-то Ольги. Но оказывается, может быть и что-то более медленное, чем статическое положение. Удивительное дело, но мужчины на втором плане своим движением и переодеванием создают ощущения еще более медленного движения по кругу. И это противопоставление замедленности движения по отношению к статике для меня невероятным образом напомнило, что иногда возникает искушение оценить свою жизнь, как «ничего не происходит», но кто знает, может быть в это же время события других – ничто иное, как замедленное, рутинное, никчемное хождение по кругу.

Слышала неоднократно в антрактах и после спектакля, что многие не понимали именно этого переодевания и хождения. Мне же это решение показалось очень удачным и задало весомую отправную точку всей постановке. Женщины в мире мужчин. Вместе и все же врозь (на разных слоях картины, в разных мирах, не пересекающихся). И сразу понимаешь, что не быть им вместе, не быть счастливыми. (это стало бы понятно и без знания пьесы). И эта кирпичная стена за вешалкой, как перспектива кирпичного завода одной из героинь, как нечто неминуемое и неотвратимое. Почему-то я с самого начала обратила внимание на эту стену. И потом не удивилась, когда ее разрушили, и тем более не удивилась, когда начали снова возводить…

В спектакле невероятное количество противопоставлений – Счастливая взаимность Маши и Вершинина и опустошающая невзаимность Ирины и Тузенбаха; мягкие манеры, жесты, интонации Наташи и настойчивость, реакция и цепкость кошки; мрачно-тревожные картины и лирическая музыка; добрые намерения, готовность отдать все в помощь пострадавшим и совершенно зловещая картина при этом; и так далее, и так далее. И все как-то удивительно по-Чеховски – жестокая правда художественным стилем изложения…

Яркие экраны на переднем плане и мрачная глубь сцены. Как космос. Как черная дыра неизведанных чувств и недостигнутых целей. И где-то там вдали этой черной дыры окно в счастливое будущее, где время от времени мелькают елки в снегу на пути в Москву, в Москву, в Москву. Мечты? Или чья-то реальность? К концу спектакля эти елки мелькают в багряном закате. Закат жизни, надежд?

Вообще это окно постоянно подогревало любопытство. Так и хотелось туда заглянуть. Как гадание какое-то)
Спектакль начинается в мире мужчин, а заканчивается полной изоляцией от них, воздвижением стены, уход в собственный изолированный мир. А где-то там в космосе есть планета, на которой люди ощущают себя счастливыми. Может быть это планета Земля через много-много лет, как и было предсказано?…

И, пожалуй, одного просмотра мало, чтобы запомнить все детали, уловить интонации, заметить нюансы…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
lotta20
Apr. 19th, 2015 10:38 pm (UTC)
У меня тоже в финале есть ощущение изоляции сестер, в том числе, от мужчин. Военные ушли, кто-то застрелился, кого-то застрелили, Андрея они отрезали от себя - остались одни.
Но странно, что мужчины ведь и сами остались внутри, за стеной. У меня объяснение лишь то, что они уж не персонажи... а как бы рабочие сцены - как в финале "Отелло" героями, то есть "настоящими", остаются лишь Отелло и Дездемона. Да и в "Чайке" примерно так же - остальные переходят в разряд рабочих или актеров.
twins_en
Apr. 20th, 2015 05:58 am (UTC)
И тем не менее...
У меня (даже у нас))) сложилось впечатление какого-то полного смирения. Осознанного, без отчаяния. Просто все принято как факт...
twins_en
Apr. 20th, 2015 05:58 am (UTC)
А Вы ведь и 15го были на спектакле? или кого-то другого за Вас признали)?
lotta20
Apr. 20th, 2015 08:10 am (UTC)
была оба дня))
twins_en
Apr. 20th, 2015 08:23 am (UTC)
Значит, мы правильно Вас узнали
)) Зрение нас не обмануло))
lotta20
Apr. 20th, 2015 08:31 am (UTC)
Re: Значит, мы правильно Вас узнали
а вы были вдвоем? и мнение совпало?
twins_en
Apr. 20th, 2015 08:48 am (UTC)
Вдвоем
Мы часто ходим вместе.

На какие-то детали у нас мнение совпали, но в целом у нас расходятся впечатления. На "Три сестры" - у нас прочно и давно расходятся мнения, даже в чем-то спорим.
В юности я считала, что все эти люди маются дурью. и самонадеянно себя отделяла от них. Сейчас я по-прежнему считаю, что маются, НО 1) включаю себя в их круг 2) считаю, что это естественное для всех нас состояние...
У сестры намного больше сочувствия им...
lotta20
Apr. 20th, 2015 11:54 am (UTC)
соглашусь
У меня мало сочувствия сестрам, но есть понимание. Для меня они - типичные современные люди, даже высшие представители. Тонко чувствующие жизнь и, особенно, себя. И неспособные любить и делать практическое добро - именно из-за зацикленности на своем мире.
twins_en
Apr. 20th, 2015 12:07 pm (UTC)
Re: соглашусь
Для меня весь парадокс состоит в том, что в пьесе почти все зациклены на своих значимых идеях, идеализациях... и сильных-то в общем-то нет. Даже огромных Вершинин слаб, как ребенок...

У меня нет особо сочувствия по той причине, что я и себя к таким людям причисляю. Исключения составляют истинные альтруисты (но таких почти не бывает) и истинные эгоисты (Наташа), которые наиболее честны и понятны для окружающих. А так все одинаковые с точностью до их идеализаций...

И вот мое мнение, что Бутусов сильно это подчеркивает. Всю эту зацикленность на собственном внутреннем мире.
Тут я согласна с сестрой), что убрав няньку из действия, режиссер немного исказил и конфликт, и степень эгоизма и жертвенности у Наташи и Ольги.

Я, надеюсь, сестра потом выскажет свое мнение. мне его очень интересно выслушивать и отчасти я с нею соглашаюсь. Но вот чувствую по-иному относительно этой истории...
lotta20
Apr. 20th, 2015 12:26 pm (UTC)
Re: соглашусь
А "Отелло" смотрели? Там зацикленность еще выше, собственно, Отелло и живет в созданном им мире, и видит все через призму ЭГО. И при этом хорошо чувствует, что сам находится в пустоте, в Космосе. Спектакли ставились одновременно, и Бутусов явно развивал одну тему. И очень забавные формальные переклички, и не только формальные - в сценографии, в музыки, в отдельных сценах. Например, "стриптиз" Вершинина перекликается со "стриптизом" Отелло.
twins_en
Apr. 20th, 2015 12:38 pm (UTC)
Re: соглашусь
К сожалению, "Отелло" не посмотрели. Как раз собирались в этом сезоне "ударить" по творчеству Бутусова, но всяко-разные обстоятельства... а потом и Сатирикон стал препятствовать. Очень надеюсь, что на новой площадке будут показывать...

Я для себя так и не могу объяснить образ кентавра(. Вы как его поняли?
lotta20
Apr. 20th, 2015 12:53 pm (UTC)
кентавр
я по-простому поняла: двое машиных мужчин) они то вместе ее куда-то тащат, то соперничают, но связаны накрепко. А у нее в подсознании вообще могут воприниматься единым целым. В "Макбет Кино" у героини в воображении (или снах) часто происходит подмена, и она мужа Макбета видит в облике Дункана и с характером короля.
Вы "Чайку" не пропустите: будет в июне и июле.
twins_en
Apr. 20th, 2015 01:03 pm (UTC)
Re: кентавр
Вот и я так поняла про кентавра - что на переднем плане Вершинин, а в остатке все тот же муж...
Все-таки в этой постановке очень интересны визуальные слои...

Спасибо за инфо о Чайке!!! постараюсь не пропустить. а то на сайте театра пока нет репертуара на июнь...
lotta20
Apr. 20th, 2015 01:19 pm (UTC)
чайка
на билетных сайтах есть!
Театр Сатирикон (Москва)
"Чайка"
06.06, 28.06 18-00
11.07, 25.07 18-00
twins_en
Apr. 20th, 2015 01:25 pm (UTC)
Re: чайка
Спасибо!
я что-то так редко покупаю через билетные сайты, что даже не подумала, что это прекрасный способ для разведки боем))
breta
Apr. 20th, 2015 09:40 am (UTC)
По мне спектакль получился очень спорным, таким на грани что ли...
Хотя финал меня впечатлил. Очень прям.
twins_en
Apr. 20th, 2015 11:39 am (UTC)
А что у Чехова не спорно?
По мне в этом и есть притягательность Чехова, что простые бытовые истории, в общем-то без хорошо развитого сюжета, построенные казалось бы на незатейливых диалогах, до сих пор вызывают столько интереса как со стороны актеров и режиссеров, так и со стороны зрителей. Что существует столько различных точек зрения и трактовок...

Постановка Бутусова - неоднозначная, не спорю. Прямо вот thought provoking... Но очень концептуально выдержанная. там продуман каждый штрих. При этом он некоторым образом сместил акценты, убрав Няньку, убрав какие-то детали "вглубь", на задний план... Но имхо постановка получилась очень Чеховской...
И эта постановка позволяет в очередной раз задуматься, что же сам Чехов имел в виду, и как это соотносится с концепцией режиссера, как с нашим личным отношением и тп. То есть решены все те задачи, которые и должны быть решены в театре... То есть я и сама с чем-то не согласна, но я вижу, что именно так история вполне может быть интерпретирована из пьесы... все очень обоснованно...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel