?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Второй день я не читаю в метро. Я сижу и смотрю в окно, как в детстве, ожидая следующей станции. Какая она там будет? Какая???

Я прекрасно помню свои первые впечатления от метро в 6 лет, когда впервые приехала в Москву. Я помню, что долго у меня не пропадал этот интерес к нему. Но за столько лет жизни в нашем динамичном городе я отучилась разглядывать витражи и мозаики, колоны и своды, скульптуры и люстры. Для меня, как и для подавляющего большинства москвичей, метро превратилось в обычный вид транспорта. И даже, когда вижу экскурсионные группы восторженных иностранцев, я не слежу за направлением их взгляда, я бегу мимо.

Остановиться и посмотреть - такую цель я поставила себе на выставке Московское метро – подземный памятник архитектуры . На выставке представлены эскизы проектов и документальные фото, отражающие этапы строительства. Возможно, звучит не очень интересно, но… Выставка – чрезвычайно интересная.

Для меня, конечно, большой удачей стало посещение выставки со знакомым экскурсоводом, которая очень интересно и со свойственным ей юмором-иронией рассказывала. Про аллюзии, которые архитекторы внесли в некоторые станции метро, про технические особенности строения (тут я еще поблагодарила свое ВО с его физикой, черчением и всякими связанными с ними ребрами жесткости и запасом прочности), про оформление, про причины изменений некоторых проектов, про организацию работ, про рекламную кампанию этого вида транспорта, про цели, про амбиции, про людей, людей разных – простых рабочих из комсомольцев-добровольцев, про именитых архитекторов и архитекторов, кто на строительстве метро только проявился, про художников, про чиновников и правителей. Имена, имена, имена...

Я в очередной раз с удивлением и в некоторой степени восхищением посмотрела на нашу советскую историю. Все же как бы там не оценивать ее, как бы не относиться, но идеологически руководство страны было очень концептуально, последовательно и изобретательно! И народ, какой бы лапотный и необразованный он не был, все же верил в строительство будущего, в свою необходимость, в цели. И, безусловно, сколько же талантливых людей есть при любом строе, любых обстоятельствах. Каждый раз, когда размышляешь о человеке на страницах истории, в колесе обстоятельств, почему-то задумываешься о неравноправии везения – почему кому-то везет и он находит себе применение, несмотря на свою как бы неформатность или даже принадлежность старому строю, а кому-то не дает покоя его прошлое...

Вообще я на выставке вспомнила слова американского инженера, который сказал Ильфу и Петрову: "что сейчас-то можно уже признаться, что НИКТО не верил в эти ваши пятилетки". Да уж… это было фантастическим проектом, но стало реальностью. Подумать только за первые 3 года строительства первой очереди метро было выполнено только 4 % от пятилетнего плана, за оставшиеся 2 – 96%!!! Чудеса случаются… и делают эти чудеса люди…

Отдельная тема стиля метро. Все же мы так уже привыкли, что "наше метро - самое красивое метро в мире", что даже не обращаем на это внимание и не ценим этого. А ведь наше метро - это особый стиль, направление в искусстве и архитектуре!!! Отражение времени и плод тщательной работы, интеллекта и иногда необыкновенного чувства юмора архитекторов тех лет! Когда узнаешь, о том, как изобретательно были даны намеки и высказано мнение на современность и руководство, то задумываешься, о том, что надо больше читать среди архитекторов была солидарность – такое и не выдать… иначе, как бы это не было недоказуемо, посадили бы наверняка…

Очень точно подобрано название выставки «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Иначе не скажешь! Это именно памятник! Такой же как и Пирамиды, и Акрополь. Только история всего в 80 лет… Звучит высокопарно?.. возможно, но как иначе к нему можно относиться, если во время ВОВ строительство не останавливалось, если на открытие каждой новой станции приезжал Сталин лично! Если в блокадном Ленинграде профессор В.А.Фролов собирал мозаики, а собрав скончался спустя 2 недели, словно поставив точку в жизни, построив памятник… рукотворный. Метро строилось и это было стимулом для многих и многих – жизнь продолжается, она будет...

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel