?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда-то очень давно Николай Бурляев собирался экранизировать историю Св.блгв Петра и Февронии. В главных ролях планировалось снимать Андрея Соколова и Ольгу Будину. Тогда я была молодая, глупая, наивная. Ждала фильм этот, одного не понимая, что рассказывать эту историю обычными методами «в лоб» никак нельзя – получится либо сладко-приторная мелодрама на религиозную тему, либо вызовет критику в богохульстве. Почему-то вспомнила о несостоявшемся фильме и подумала об этом на спектакле Светланы Земляковой в театре «Практика». Возможно, от звучащей рефреном песни «When I was a child»… Возможно от необычной мелодики спектакля в целом, редко такую можно услышать в театре, что дает с одной стороны вполне классическую форму повествования, но… с другой стороны ощущение необычности спектакля.

В спектакле театра «Практика» выбрана, на мой взгляд, очень точная интонация – на грани канонического чтения акафистов и исполнения фольклора, эпоса. Правда, о точной интонации я сейчас так смело и уверенно говорю, а в начале спектакле несколько минут я никак не могла настроиться на его ритм и мелодику. Даже успела подумать, что спектакли театра «Практика» пусть и в постановке Светланы Земляковой не для меня. Не мой формат, не мое… И именно потому, что интонационно я была сбита с толку, для меня звуковые аллюзии были слишком сильными и прямыми, сознание никак не могло определиться, где и что я слышу.

Но при этом меня полностью подкупала картинка – эта игра в школьный урок, актрисы в школьной форме давних лет с белыми воротничками, парты старого образца, вечный фикус, доска. И совершенно безмятежные выражения лиц у актеров, как у детей, для которых груз дел и забот не смущает лиц. И от этой эмоциональной безмятежности почему-то сразу вспомнилось: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Мф.18:3) Ну это, конечно, очень сильный призыв, но определенная аналогия была – надо просто принять то, что дают, принять так, как есть, довериться, поверить. И вот тут-то спектакль и «пошел»…

История известная, за последние несколько лет неоднократно пересказанная 8 июля, но за этими рассказами и прославлениями Святых праведных князей как-то забывается, что это были люди, которым было так же сложно делать их выбор, как и нам порой, которым приходилось держать слово и это тоже было нелегко, которые испытывали приступы уныния и потери веры.

И вот в спектакле было несколько сцен, где эти человеческие чувства были переданы. Для меня самым сильным моментом была сцена бунта бояр, когда они просят изгнать Февронию. И князь силится сделать свой выбор между двумя обязательствами. Актер настолько сильно передал эти чувства, что у меня буквально сжималось сердце, я ставила себя на это место даже не в столь серьезном выборе и не представляла, как быть. И какой же сильный контраст между терзаниями Петра и безмятежным, смиренным ожиданием Февронии. Режиссер так здорово выстроила эту сцену, что сразу и веришь, и понимаешь, что любовь может быть и смиренной, и уверенной, и жертвенной, и мудрой… И по смирению все будет по Воле Божьей. Есть в этом очень сильный духовный посыл.

Очень удачно сочетается текст Ермолая Еразма и тексты акафистов на старославянском языке. Используются повторы, словно мысль эхом долетает до нас.

Деликатно и с глубоким смыслом инсценирован постриг Св.благоверных князей в монахи – в этих сценах их уже исполняют другие актеры, и актеры скрывают свое тело за свитками черной ткани, приняв новые имена к себе. Да, так и есть, считается, что человек отрицается себя, становится другим.

Подкупает музыкальное оформление спектакля. И рефрен (песня “When I was a child”), и «колокольчики», и игра голосом. Многие критикуют музыкальный эпилог, даже в зале несколько зрителей, которые, видимо, смотрели спектакль не в первый раз, встали до его начала и ушли. Но лично для меня он показался как раз стилистически выдержанным и логически оправданным. Он для меня показался настолько же естественным и эмоционально необходимым, как колокола по окончанию службы. За душевную работу – вознаграждение.

Еще в спектакле много смешных моментов, наполненных таким тонким и светлым юмором. Знаю, что многие считают православие весьма угрюмой религией, а православных скучными занудами, которые шутки юмора считают безоговорочно богохульством. Когда-то и я так думала, но получив опыт общения с по-настоящему воцерковленными людьми я для себя этот миф развеяла. И вот на спектакле Светланы Земляковой я вспомнила о тех людях, которые убедили меня, что существует такое понятие, как православный юмор.

Но при этом, при наличии юмора в постановке, я совершенно не совпадала с частью зала, смеявшихся в тех местах, которые мне казались трогательными или даже глубокими, и безмолвствующими в тех фрагментах, которые мне казались смешными. Впереди сидела девушка, которая в начале каждой истории поворачивалась к своему соседу и начинала пересказывать очевидное, что он и без нее через минуту бы узнал со сцены. Непонятно… Я как-то очень остро ощутила, что порой спектакль делают не только режиссер и актеры, но и созрители. Созрительство часто влияет на наше восприятие, примем мы спектакль или отринем. В этот раз созрители не смутили мое сознание, мои чувства, но сделали мое присутствие каким-то неуютным. Возможно, все же формат театра «Практики» - не мой формат. Или просто надо притереться, привыкнуть…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
jeanix
Sep. 19th, 2016 09:30 am (UTC)
Религия – особая сфера духовной жизни. Театр – явление светской жизни.
Когда их соединяют напрямую, выходит откровенный кич, вроде Театра русской драмы Щепенко или Русский духовный театр Глас, откуда хочется бежать опрометью.
Я видел два сильных спектакля, где это соединение несоединимого было выполнено тонко, результативно и замечательно: «Ростовское действо» в Камерном музыкальном театре Покровского и «Татьяна Репина» Фокина в МТЮЗе. Каждый из постановщиков нашёл свой подход: Покровский, вооружённый мощной забытой музыкой, погрузился в старинный простонародный театр, а Фокин нашёл театральность в православной службе, тонко усилив её театральными средствами.
«Пётр и Феврония Муромские» в Практике – это другой подход, лайт-вариант, эмуляция школьного урока, лёгкое попсовое музыкальное сопровождение, лёгкий приятный спектакль.
twins_en
Sep. 19th, 2016 10:02 am (UTC)
Обычно я стараюсь не смешивать два этих явления, каждый из которых является очень важной частью моей жизни. Просто понимаю, что при соединении одно из них, если не оба, станут искусственными, неистественными, утратят важность. Но вот после отзывов на "Петра и Февронию" захотелось сходить. И в общем-то спектакль попал), ничто не было попрано в моей системе ценностей))

Хотя помимо эмуляции урока, который сам по себе является частью игры слов, в постановке много регилиозных алюзий, но выполнены очень деликатно, имхо, на уровне только вызвать ассоциацию и увести в другую сторону...
staruska
Oct. 2nd, 2016 07:29 pm (UTC)
мне тоже "Пётр и Феврония" понравились, но подумалось что и без такой строгой рамки - школьного урока - спектакль бы вполне состоялся.

а из актёров - мне больше всего понравилось, как играл Пётр (но может, это и из-за того, что других всех - я знаю, а его - видела впервые).
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel