?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вернувшись в большую серьезную симфоническую музыку, я вдруг обнаружила, что аудитория нынче чувствует себя свободной от обязательств. А я же в КЗЧ выбираю себе места на втором амфитеатре, поэтому мне сверху видно все, ну или хотя бы пол-зала… Так вот уловила ряд существенных отличий в поведении публики в театре и в концерте…

Про «светлячки» мобильных я уж молчу. Красиво, конечно, но непонятно. Особенно непонятно в театре, порой грубо нарушаются задумки режиссера и художника по свету. Если на концерте я еще могу понять, что кто-то вытащил телефон, чтобы просканировать мелодию на бис, чтобы знать теперь наверняка, что это за лалала, от которой душа разворачивается и долго не сворачивается обратно, то в театре я этого понять не могу, нет… не могу…

Но тут в концерте была удивлена удивительной свободой во всем остальном. Про воду из бутылочек уже и не говорит никто – это стало частью современного этикета, встречаются также стаканчики с шампанским хотя, надо признаться, в театре чаще. На мюзиклах в МДМ вон даже их специально продают… А однажды за мною сидела целая компания дам, которые устроили целый пикник на бэльэтаже – коньяк из металлической фляжки, металлические стаканчики, бутерброды с колбасой, конфеты и мандарины. Это ли не праздник… только вот во время действия их «Марина, передай Наде конфеты» как-то не вписывались в действие. Отвлекали знаете ли (нет, не потому, что имя совпадала и я пыталась перехватить конфету или бутерброд) … То ли дело дамы передо мной в КЗЧ. Они тихо, я бы даже сказала интеллигентно, ели малину из высокого стаканчика, слегка шурша пакетом, в который стакан был вставлен. И даже почти не мешали, соседка справа от них, явно придиралась, когда сделала им замечание…

Но вот в чем существенное отличие зрителей от слушателей, так это в уходах и перемещениях. В театре все же уходят в антракте обычно. Редко посреди действия. Посреди действия могут возмущаться, ворчать, высмеивать все громче «что курил режиссер» или «это что Елена Сергеевна? А где плед? А почему нянька не вяжет? А откуда во время гражданской войны появился магнитофон?» Но в целом все же не уходят раньше полученной дозы передоза… Может быть, строители театров заранее все предвидели и устроили всем такую вот ловушку, что с редкого места можно вырваться раньше положенного антракта – а то ведь вокруг сплошь и рядом воспитанные люди, как глянут, как цыкнут, так и сядешь обратно на свое место…

То ли дело в консерватории. В любой момент можно встать, извиниться, весело попрощаться или пообещать вернуться. И ведь возвращаются!!! И вот тут понимаешь, что не так страшно, когда уходят, страшнее, когда возвращаются – тут же начинают пересказывать телефонный разговор или что в дамской комнате уже никого нет (не странно ли, всего 10 минут как идет концерт, а все из дамской комнаты разбежались), самое интересное, что дети уже одни вполне справляются пробежать вдоль первого ряда второго амфитеатра, выпорхнуть из зала, а потом также весело вернуться обратно. И понимаешь, что одна из причин именно в ощущение свободы (feel free to behave in your own manner).

Но не только в этом, я думаю, дело. Это обратная сторона отсутствия дефицита на концерты и записи. То есть я помню, как в детстве я постоянно хотела иметь пластинку какой-то особенной музыки. Я знала, по каким дням в магазине «Мелодия» завоз, ходила в сам день завоза и на следующий день, заглядывала в честные глаза продавца и верила, что снова не привезли что-то-там-что-я-уже-20-раз-спрашивала. А сейчас заходишь в Интернет, набираешь в поисковике название произведения, добавляешь слово «слушать» и тебе тут же сто милльонов ссылок на исполнителей за всю историю грамзаписи… И что? Неужели кто-то сядет дома и буде слушать, забросив все дела? Скорее нет. Добавится книга в лучшем случае, а то и другие дела из области отдыха по хозяйству (по себе знаю) и вот уже эксклюзив становится обыденным и привычным. Да и многие концерты можно потом дослушать либо в «прямом эфире» по ТВ «Культура» (сколько раз, отхлопав после биса и доехав домой, я потом попадала вот на такой «прямой эфир»), либо в записи интернет-трансляции. Поэтому уйти можно совершенно спокойно, как только придет осознание, что пора. В театре все же остается ощущение неповторимости и невозможности потом пересмотреть-досмотреть. И записей обычно нет, да и настроение может быть совсем другим, и у актеров, и у тебя лично. Да и надежда остается, а вдруг все же понравится, чуть позже…

А к чему это я?... да просто музыкой навеяло…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
breta
Nov. 7th, 2016 08:57 am (UTC)
Как я с вами согласна. Да, сейчас на спектаклях и на концертах люди себя ведут очень... свободно. И они искренне не понимают, что не так.
twins_en
Nov. 7th, 2016 10:02 am (UTC)
положа руку на сердце...
...должна признаться, что и сама стала вести себя свободнее. Например, раньше я никогда не ходила с кашлем ни в театр, ни на концерт. А тут несколько раз запасалась всякими таблетками-леденцами и шла. Да, конечно, мне везло + достаточно двух таблЭток, я почти ен кашляла, но раньше бы не пошла...

marusik02
Nov. 7th, 2016 09:52 am (UTC)
Прекрасное эссе. Надо опубликовать его для более широкой публики
twins_en
Nov. 7th, 2016 10:30 am (UTC)
Спасибо на добром слове...
Как-то долго думалось на эту тему и выплеснулось. Возможно, от того, что несколько концертов были настолько концептуальными и долгими, что уходы носили массовый характер...
staruska
Nov. 7th, 2016 12:37 pm (UTC)
меня прям выбешивает, когда бутылки с водой достают и пьют как ни в чем не бывало прям посреди действия - я прям вскипаю, сижу и злобно думаю: "Глянь, как обезвожился!":)) ну т.е., я считаю, что люди щаз прям помешались на ЗОЖ и пьют все время - не потому что хотят прям сильно, а потому что они приучили себя потреблять воду по часам:))

а насчет кашля - я сама грешна:)) мне очень жаль бывает упустить спектакль, который я долго ждала и заранее билет купила и подарить кому-то свой билет.
но это неправильно конечно, надо с этим завязывать, либо с кашлем, либо с походами в театр:))
twins_en
Nov. 7th, 2016 12:46 pm (UTC)
Я тоже не понимаю, когда открывают бутылку с водой, особенно если с газом. ппппшшшшик-аааа.... Хотя знаю, что иногда люди, действительно, не могут терпеть без воды (сердечники обычно)...

Лучше завязать с кашлем), потому что отказаться от театра сложнее((( Хотя я и научилась укрощать кашель на час-полтора, но все равно сидишь и половина мозга напряжена супер-задачей сдержать кашель, превентивными методами и тп...
Но вот хождениями в консерватории я была в этом сезоне сильно удивлена. То есть реально, как у себя дома с дивана встали и пошли поговорить в коридор, а потом вернулись... или можно же между частями выйти, но люди пытаются дослушать еще минуточку-еще секундочку...
iaoljka
Nov. 7th, 2016 01:03 pm (UTC)
Ну ладно, вода-то никому не мешает.
Если без газа...
twins_en
Nov. 7th, 2016 01:13 pm (UTC)
формально не мешает. Но на деле получается: человек полез в сумку, оттуда что-то выпало, он полез доставать, вылез, наконец достал бутылку, открыл (хорошо, если без газа), выпил, выдохнул, завернул, огляделся на спутника и спросил, не надо ли спутнику попить (хорошо, если отказались), начал убирать, заодно посмотрел телефон, не звонили ли (хорошо, если не звонили), положил бутылку в сумку, застегнул молнию... в общем, никому не помешал, правда, и сам музыку или спектакль в это время не послушал/ не посмотрел...
staruska
Nov. 7th, 2016 01:32 pm (UTC)
но в случае с водой - это и наша проблема тоже, я в этом уверена. я так свою подключенность к спектаклю проверяю - иногда мне хоть в ухо прям ори и конфетами шурши - а меня ничего не раздражает - я от сцены оторваться не могу.
а бывает - я сижу=уныло пытаюсь сконцентрироваться, а тут - вокруг еще и воду хлебать начинают - вот у меня и раздражение идет:))

т.е. главная причина - она все равно всегда внутри, а не из вне идет:))
концентрирен зи!
twins_en
Nov. 7th, 2016 01:39 pm (UTC)
йа-йа, натюрлих))
По большому счету ни на что обращать внимание не надо. Но почему-то обращается))
Но самое обидное, когда сам стараешься-стараешься, а потом раз и кашленешь и сам как-нибудь накосячишь - то на автомате возьмешь предложенную конфету, то попадешься на провокацию соседа и начнешь отвечать в самый не подходящий момент, то смех разберет. Причем я несколько раз смеялась, потому что мне было смешно (причем один раз было смешно на рассказ дирижера), а люди впереди так осудительно смотрели. Типа вот ведь искусство стало массовым и всякая гоготня ходит, терпи их теперь))
staruska
Nov. 7th, 2016 01:29 pm (UTC)
я имею в виду как раз обычную воду без газа (с газом при мне пока никто не пил - а то бы меня вообще удар хватил:))
это часто происходит даже в кульминационные моменты спектакля, что означает, что человек - ну совсем к нему не подключился, к спектаклю, раз у него посторонние бытовые мысли возникают - от этого мне горько:))
ну или это можно оптимистично трактовать - что он так переволновался, человек этот, что у него аж во рту все пересохло:)) вот это я понимаю:)
twins_en
Nov. 7th, 2016 01:49 pm (UTC)
Ну да... надо самим концентрироваться на том, что на сцене, а не вокруг. Как говорится, каждый должен следить за собой. И все же жаль, что жизнь вносит существенные коррективы в этикет. Хотя с другой стороны, зато можно пойти в джинсах )) или сесть, согнув плечи, или всплакнуть))
staruska
Nov. 7th, 2016 01:37 pm (UTC)
если я кашляю - то я кашляю, как сорок тысяч братьев кашлянуть не могут:)) ну то есть, у меня демонический такой бомжацкий кашель:)
и долго не проходит он. в общем, мне надо добровольно изолироваться, если я порядочный зритель.

а в консерваторию я похаживаю редко - люблю там в бельэтаже сидеть (ну или это там амфитеатром называется:))

то что шастают туда-сюда - это не дело конечно. этикет такой: ушел во время действия - вернуться можешь только после антракта. О люди - порождение крокодилов:))
(с) самый дипломатичный человек в мире=Я
twins_en
Nov. 7th, 2016 01:44 pm (UTC)
Так сейчас в принципе разрешают входить после звонка. Вон в Вахтангова даже запрещают с третьим звонком садиться на свободные места, опоздавших потом с фонариком капельдинер рассаживает.

Но вот в КЗЧ что-то несколько последних концертов уходы были ярковыраженными и массовыми. Причем не то, чтобы люди были недовольны. Как раз наоборот, просто поздно было...

Еще я не понимаю (я же терпимая и всепонимающая) куртки в пакеты и в ногах поставить. какое-то вокзальное ощущение. Я за возможность поспешить расплачиваюсь, беря бинокль... Хотя иногда мне начинают выговаривать, что мол какое бесстыдство лезть без очереди. Эх, не понимают люди, зачем в консерватории бинокль))
lidik2012
Nov. 7th, 2016 08:24 pm (UTC)
Раньше тетки, особенно в Колонном доме Союзов, на каком-нибудь концерте цикали на любой шорох (скрип кресла). Я замирала в страхе.
Сейчас же в зале влегкцю люди могут подолгу шуршать целлофановой упаковкой цветов, сидеть трещать без умолку во время исполнения или открывать упаковку с чипсами - это уже "внутренне раскрепощение" граждан, как пример общей атмосферы вседозволенности, взятой из кинотеатров. Приходят на действо.

Про консерваторию. Сразу видно, а точнее слышно несмышленышей, хлопающих между частями одного произведения. Хотя всех специально предупреждают, что нельзя.

А светящиеся экраны гаджетов.
ох. Больная тема. Ругалась тут на подруг, собрались в гостях и вот одна все никак от телефона не оторвется - родительский комитет видишь ли ясельной группы чатится в ватсапе. Блин в кое то веки собрались и вот те на. Раздражает.
twins_en
Nov. 8th, 2016 02:59 pm (UTC)
Да, пожалуй, переносится и формат восприятия из кинотеатров. То есть с одной стороны, конечно, хорошо, что люди хотят расширить границы познания и восприятия, но, с другой стороны эта демократизация вознания и восприятия сильно упрощает в целом атмосферу. И вот ощущение выхода случается очень на редких концертах, либо на каких-то концептуально-торжественных (пасхальный фестиваль, юбилейные концерты), либо когда исполнители медийно раскручены (Мацуев, Спиваков)...
С аплодисментами между частями, конечно, грустно - люди хотят как лучше, а получается как всегда. Кстати, я как раз обратила внимание, что стали реже напоминать, что между частями не принято аплодировать. И мне кажется, было бы правильным если бы в билетах и программках печатали правила поведения. Например, в свое время на теннисе билеты содержали правила (когда можно зайти в зал, когда можно приветствовать игроков и тп).
twins_en
Nov. 8th, 2016 03:03 pm (UTC)
осуждение аплодисментов...
А вот у меня еще был случай, когда был концерт с такой демократической публикой. Кажется, это был гитарный фестиваль и пришло много людей, увлеченных гитарой, но не близко знакомых с классикой. И вот они между каждой частью хлопают, "бис" кричат. А я прям так переживаю, головой качаю, вздыхаю. А потом была какая то ли заминка, то ли скучная музыка, но я взяла и достала книжку (она у меня на интересном месте там ожидала) и слышу сзади саркастическое замечание, что мол кончилось у меня терпение быть меломаном, поперла суть))) В общем-то, они были правы... Но то были первые признаки моего внутреннего раскрепощения))), наверное...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel