?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда ты имеешь любимого режиссера, ты часто обречен ходить на те пьесы, что не входят в круг твоих интересов. И это здорово, потому как твой любимый режиссер таким образом расширяет границы твоего сознания и познания…

Надо сказать, что я испытала колоссальное разочарование, узнав о планах Туминаса поставить «Царя Эдипа». К чему? Мне казалось, что стряхнуть хрестоматийную пыль веков с этой пьесы нереально даже ему…

Но какое же это счастье – иметь любимого режиссера, идти на не интересующую тебя вещь ради него и открывать для себя новый мир, новый театр, себя новую…
Настоящий подарок режиссера…Себе, актерам, театру, зрителям…

В очередной раз Туминас заставил сочувствовать человеку, людям, завел разговор о неизменности мира, человеческой природы и о том, сколь недолог может быть путь от славы к презрению, как часто жизнь может измениться кардинальным образом – сегодня слава, завтра забвение, и как слаб человек в его силе и, напротив, может оказаться сильным в своей слабости…

Спектакль начинается без занавеса, что, впрочем, понятно – какой занавес в греческом театре. Заходишь в зал, смотришь на сцену, видишь огромную ржавую трубу. И почему-то уже в это мгновения охватывает неописуемая тоска. Было в этом что-то иррациональное, а, может быть, просто очень личное. Мне казалось, что именно по такой трубе мы в детстве пробирались сквозь ужас замкнутого пространства и страх быть «застуканными» на месте шалостей…

И может именно это воспоминание из детства вызвало у меня ассоциацию не только с надвигающимся роком и неотвратимой судьбой, но с неким посланием, закованным в бутылку и отправленным из прошлого морем по воле волн в назидание будущим поколениям… По морю, которого в Фивах никогда и не было, как оказалось (я проверила)…

Эта труба на протяжении всего спектакля будет то надвигаться, то отступать, когда в конце спектакля она подкатится к краю сцены, весь бельэтаж напряженно вытянет шеи и затаит дыхание – казалось, что она вот-вот перекатится в зал. Что это? Наша судьба? Или все же послание нам?...
Одна моя знакомая, кстати, разочарованно говорила, что ей не хватило в спектакле моря, Греции, солнца. А я вот думаю, что я как раз была рада, что не было у Туминаса хрестоматийной Греции и персонажей в хитонах. Греки были, а Греции в нашем представлении нет. Партии хора были на греческом, что согласуется с канонами греческого театра, когда диалоги всегда на одном языке, а хор выступает на другом, ибо Богу не взывают на языке людей… Но вот только хор выглядел скорее ортодоксами, чем греческими старейшинами. И их проход вдоль этой роковой трубы лично мне напоминал проход вдоль стены плача. И было в этом что-то всевременное-всерелигиозное-всеобщее… Символ веры и надежды, упования на помощь свыше… Где бы это не было, когда бы это не было, но наступает время, когда остается только просить о помощи и милости у Бога, не людей…

Что касается солнца, то, конечно, наивно ждать его у Туминаса. Это моя знакомая по незнанию получила разочарование… Только для меня солнце и свет все же были. Но пришли они не силами природы, а явлением царственных особ – при первом появлении Эдипа (Виктор Добронравов) свет поставлен таким образом, что казалось, что это не царь, это король-солнце солнце появилось… Впрочем, столь велики надежды на него, столь безукоризнен он в умах сограждан, что может считаться и светом… постепенно свет будет меркнуть. Не солнце это, человек… Напротив, появление Иокасты (Людмила Максакова) вначале мрачно, глубоко, но к развязке трагедии становится вся ярче. И когда она уходит, окончательно уходит свет.

С Иокастой в этой постановке у меня вообще непростая история. Мне постоянно казалось, что именно она и есть тот побежденный некогда сфинкс, который загадал много лет назад самую сложную загадку, знает ответ на нее, но не хочет, чтобы ее узнал Эдип, все остальные, столь отчаянно настойчиво она призывает не верить в провидение, не слушать предсказаний. Мне постоянно казалось, что в этой неимоверной грусти есть точные знания, а не мудрость и предчувствия… И эти крылья, появляющиеся у нее за спиной, только усиливали мои подозрения.

И как же горько звучит рассказ домочадца (Максим Севриновский) о печальном ее конце. Вообще начиная с «Минетти», а затем и с «В Париже» мне хотелось увидеть Севриновского в трагедии. И вот тут пожелание исполнилось. Несмотря на то, что роль кажется краткой, но именно этот персонаж заставляет испытывать ужас, даже не явление ослепшего Эдипа, и не его мольба к Креону, и не исчезновение девочек в тумане, и даже не надвигающаяся на зал труба рока… И все же режиссер пожалел зрителей и снял весь этот ужас, добавив сиртаки на поклонах…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
farbensymphonie
Nov. 20th, 2016 09:22 pm (UTC)
Как интересно... Чем больше рецензий читаю, тем больше хочется увидеть, чтобы собрать для себя этот паззл разных впечатлений и откликов.

Тем более что для меня эта пьеса, хоть и не программная, но, как минимум, вызывающая любопытство очередной интерпретацией.

Забавные параллели память собирает еще в ожидании спектакля: здесь труба, которая катится на зал, а в Deutsches Theater Berlin был склон, который безуспешно пытались штурмовать все герои.ю кроме Эдипа. Бежали, скатывались и пытались забраться вновь.
https://www.youtube.com/watch?v=ua7duTsIwdE
И там как раз на сцене сияло солнце, только от этого света жутко было.

А у Туминаса в принципе все проходит во тьме, "у бездны мрачной на краю".
Суперпрекрасного Эдипа я видела, теперь хочу увидеть суперпрекрасную режиссуру)))
twins_en
Nov. 21st, 2016 09:08 am (UTC)
Да, спектакль многих впечатлил, и рецензий на "Эдипа" много появилось интересных. Я их сразу же кинулась читать и думала, что уже свои мысли и не запишу. У меня так часто бывает, когда почитаешь интересные отзывы, то уже вроде и не к чему самой писать - все уже сказали и гораздо лучше тебя)...
За ссылку спасибо, обязательно посмотрю.

А Вы когда идете на "Эдипа"?
farbensymphonie
Nov. 21st, 2016 09:43 am (UTC)
Хочу попасть в декабре.

А с отзывами у меня бывает и так, как у Вас, и наоборот. Иногда согласие или несогласие с высказанным другими помогает лучше и четче сформулировать свою идею.

Про немецкого "Эдипа" (точнее "Город Эдипа") я даже целый отзыв писала, так меня в свое время впечатлил этот спектакль:
http://farbensymphonie.livejournal.com/42410.html
twins_en
Nov. 21st, 2016 11:02 am (UTC)
О! спасибо за ссылку! очень интересно!!! наверное, этот спектакль уже не идет?...

А с отзывами у меня часто, если я согласна, то вроде уже и не зачем писать. А если не согласна или есть что добавить/спросить, то вступаю в разговор и тут уж точно будет не до отзыва. Как правило, собеседник отвечает, разговор заходит далеко и все мысли озвучиваются, какой смысл потом их собирать в отзыв, если все, что хотела, обсудила))

Правда, вот с "Эдипом" как-то по-другому. Тут хочется почему-то и читать, и писать... Буду с нетерпением ждать, когда Вы посмотрите и тоже озвучите свои мысли... Я, когда посмотрела, подумала, что вряд ли пойду пересматривать. Но вот прошла неделя и возникают мысли о повторе. Правда, еще хочется и в Греции посмотреть, на другой сцене... в другой атмосфере... Кстати, и та моя знакомая, которой не понравился спектакль. Спустя несколько дней призналась, что впечатления выстаиваются, и спектакль приобретает другую оценку...
farbensymphonie
Nov. 21st, 2016 11:19 am (UTC)
Увы, немцы сняли мой любимый спектакль в прошлом году(( Там вообще мало какой спектакль живет больше 3-х лет.

В том, что касается повторов, я - рекордсмен)) Но пока меня так цеплял только "Маскарад", что бы ходить и после каждого спектакля что-то писать, остановилась в словотворчестве только после 9 или 10-го отзыва. А ходила раз 12 или даже больше)))

С другой стороны, бывает, что идешь на спектакль в 5-6-7-й раз, знаешь его уже наизусть, чувствуешь, что понимаешь, что он уже вошел в тебя всеми своими элементами, а написать не получается(
twins_en
Nov. 21st, 2016 12:40 pm (UTC)
Зачиталась... даже работу забросила))
Причем перечитала и те отзывы, которые уже читала в свое время...
Захотелось пересмотреть некоторые спектакли (ЕО и ДВ в первую очередь))...

А про повторы я постоянно вот думаю, в каких случаях возникает потребность в них. Ведь не всегда идешь на тот спектакль, которому ставишь наивысшую оценку в своем личном топе, не всегда идешь, если чего-то не понял... Но некоторые спектакли хочется пересматривать и пересматривать, а другие просто вспоминаешь с удовольствием...
farbensymphonie
Nov. 21st, 2016 12:59 pm (UTC)
Задумалась, на какой спектакль, оцененный мною как входящий в личный топ, я бы не пошла повторно... (Если, конечно, забыть о денежном факторе, что с тем же "Онегиным" весьма препятствует(()
Наверное, если только тема слишком болезненная. Например, рамтовская "Ничья длится мгновение" и мхатовский "Письмовник" - не топовые, но хорошие спектакли, однако повторно... ни за что. Хватит одного катарсиса.
"Улыбнись нам, Господи" и не топ, и без без катарсиса, но тоже не хочу смотреть, не мое, хоть и мой Мастер ставил.
А вот някрошюсовского "Отелло" (увы, сняли) или уилсоновского "Фауста" - эх, раз, да еще раз, да еще много-много раз))
Как раз Някрошюса или Уилсона мне лично почти необходимо видеть несколько раз, чтобы не пропустить все, что творится на сцене, все придумки и режиссера, и сценографа. А Касторфа, чтобы тупо расслышать весь текст, которым выстреливают с пулеметной очередью)))))

Иногда к повторному просмотру побуждает смена состава. Не пошла бы повторно на рамтовскую "Электру", если бы не ввод Исаева на главную роль. В просмотре мюзиклов и оперетт как раз этот фактор играет равную роль с получением повторного удовольствия.

Edited at 2016-11-21 01:01 pm (UTC)
twins_en
Nov. 21st, 2016 02:06 pm (UTC)
Одна моя подруга пересматривает исключительно те спектакли, которые дают ей заряд позитивных эмоций - чтобы весело, ярко, happy end и тп.
Я как раз веселые и легкие спектакли редко пересматриваю. Считаю, что шутка, сказанная дважды, вряд ли будет смешной. Исключение делала для "Ревнивой к себе самой" (ходила с друзьями) и еще хотела пересмотреть "В.О.Л.К.", но его сняли...
Я как раз пересматриваю энергоемкие спектакли, которые задевают мои личные болевые точки, но при этом не уводит в ужас-ужас, как некоторые спектакли Гинкаса. Ну или должно быть красиво+непонятно+эмоционально. А иногда думаю, вот музыку же переслушиваем и фильмы пересматриваем, так почему же когда говоришь людям о пересмотре спектаклей, возникает какое-то недопонимание...

А вот по спектаклям, которые не будешь пересматривать, буквально недавно обсуждали с сестрой несколько спектаклей, которые произвели сильное впечатление, но при этом в планах пересматривать нет. Наверное, спектакль должен оставлять, кроме эмоций, еще неотвеченные вопросы... Из примеров спектаклей, которые мы вроде не собирались пересматривать, был "Костя Треплев. Любовь и смерть" в "Таком театре" - спектакль понравился, тронул, оставил сильные впечатления, но вот желания повторить не оставил. Почему?... загадка...
farbensymphonie
Nov. 21st, 2016 02:17 pm (UTC)
Вот про повторные просмотры фильмов и прослушивание музыки просто с языка сняли. Почему смотреть "Служебный роман" или "В джазе только девушки" в 35-й раз нормально, а спектакль повторить намного меньшее количество раз - нет?

Веселые спектакли тоже не пересматриваю (если не считать оперетт). Видимо, организм хочет думать больше, чем развлекаться)) Хотя все, конечно, зависит от режиссера. Видела роскошный "Сон в летнюю ночь" Давида Доиашвили, после которого хотелось совсем даже не смеяться, а рыдать в голос вопреки традиции восприятия этой пьесы.

С Гинкасом как раз удачный пример. Отношусь к нему с глубочайшим уважением, к спектаклям с восхищением, но повторяла мало что. Самым любимым его спектаклем у меня был "Шуты Шекспировы", смотрела 3 или 4 раза. Увы, надолго он в репертуаре не задержался((
twins_en
Nov. 21st, 2016 02:31 pm (UTC)
Видимо, к кино более снисходительное отношение. Считается, что это ведь не надо тратить деньги, время, это не расточительство, а повторы спектаклей многие воспринимают как расточительство и еще, наверное, не все понимают, зачем вдаваться в условности. Слишком уж у многих театр воспринимается как что-то неестественное, искусственное, требующее абстрагирования. Одна моя подруга меня так и спросила: "Как Вы все ходите туда и ходите? неужели вас не разражает искусственность, кривляние". потом она добавила, что была недавно и поняла, что не ее это. Оказалось, поняла она это после "Мадемуазель Нитуш" в Вахтангова. Дело было года 1,5 тому назад.

А вот мы так и не совпали с "Шутами Шекспировами". Один раз даже было приглашение на спектакль, но я не могла никак в тот вечер. Так жаль...
Спектакли Гинкаса прямо врезаются в память и кажется, что все помнишь, все и по деталям, и по эмоциям, но переживать снова не хочешь, не можешь... Наверное, потому что, кроме эмоционально-психологической составляющей примешивается еще воздействие на физиологию и тут уже начинает сопротивляться организм - он не хочет себе дискомфорта, воспринимает это сильное воздействие как членовредительство... Хотя я как-то разговорилась с работницей МТЮЗа и она мне рассказала, что знала супружескую пару довольно молодую, которые смотрели "К.И" раз 8... она была удивлена...
farbensymphonie
Nov. 21st, 2016 03:51 pm (UTC)
У меня как раз не было такого сильного, почти физиологического переживания спектаклей Гинкаса. Возможно, потому что те ситуации, которые есть в "К.И.", "Черном монахе" или "Леди Макбет нашего уезда" от моей реальности далеки. Прямо воздействует часто либо то, что случалось в собственной жизни, либо то, чего панически боишься.
Как раз "Письмовник" и в варианте романа, и в варианте спектакля не просто тронул, врезал мне по всем болевым точкам. Причем книгу я прочла после спектакля. Если бы читала до, то не пошла бы вообще.
twins_en
Nov. 22nd, 2016 07:36 am (UTC)
Самое сильное воздействие на нас оказал "Ноктюрн". У меня буквально зубы скрипели от того дискомфорта, когда я представляла :"вот сейчас, сейчас он расколет арбуз", и потом раскалывал с пренеприятным треском, который уже в голове успел проассоциироваться с треском по черепу...
Плюс тут, конечно, страх автомобилиста. Потом этот же спектакль посмотрели несколько знакомых. и вот сильное воздействие он имел только на тех, кто водит машину. Остальные говорили, что ничего особенного, просто вот история...
Остальные спектакли уже пошли проще с эмоциональной точки зрения. Даже "К.И." (а ведь я на нее намеренно не шла лет 20)
Хотя вот как Гинкас управляет восприятием я в общем-то догадалась почти сразу. Все эти некомфортные звуки типа гудок или скрип, некомфортный свет, некомфортный контакт с актером - все это не столько психологически воздействует, сколько провоцирует сначала физиологию. Помню, я почти сразу же об этом догадалась и все хотела у кого-нибудь спросить, а потом нашла книгу Джона Фридмана и Камы Гинкаса и... там Кама Миронович прямым текстом все объяснил). У меня было смешанное чувство - между детской радостью "я догадалась-я догадалась" и досадой "ну и гад же Вы, Кама Миронович")))
lev_semerkin
Nov. 20th, 2016 09:25 pm (UTC)
"Message in a Bottle"
про послание в бутылке - хорошо!

а фильм Пазолини не видели?
для меня именно он стряхнул пыль веков с пьесы
twins_en
Nov. 21st, 2016 09:04 am (UTC)
Re: "Message in a Bottle"
Ну вот почему-то у меня эта ассоциация возникала на протяжении всего спектакля и постоянно конкурировала с более естественной и очевидной ассоциацией катка Рока-Судьбы...

Фильм Пазолини уже упоминал jeanix. Насколько я поняла, для него это тоже вершина...
Я его не смотрела, но поставила в планы...
sen_semilia
Nov. 22nd, 2016 02:31 pm (UTC)
я так и не дойду до Туминаса...
twins_en
Nov. 22nd, 2016 02:34 pm (UTC)
Вообще-вообще? ни одного спектакля еще не видели?
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel