?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прежде чем озвучить свои тягостные мысли, я хочу сделать почти официальное заявление.
Я очень люблю этот фильм. Я люблю эту традицию под Новый год: «каждый год, 31-го декабря, я вместе со всей страной смотрю на Женю Лукашина и иже с ним»…

И тем не менее… Есть одна проблема, которую мы не замечаем за романтической историей и поэтическим флером. Весь фильм, почти все герои пытаются от кого-то избавиться, отстраниться, изгнать… В начале фильма Галя от мамы Жени, мама Жени от Павлика, друзья Жени от самого Жени и, вероятно, затем от Павлика, пассажир (прекрасное камео Э.А.Рязанова) от головы Жени на своем плече, и даже никуда в принципе не спешащий пассажир из Красноярска (герой Готлиба Ронинсона) тяготится общением с Женей: «не надо фамильярности» … И в Ленинграде все то же самое, Женя-«Ипполит» позволяет себе выгонять подружек, Женя с Надей и не думают останавливать маму Нади, когда той некуда идти.

Но это все мелочи… Основная моя печаль – как Надя и Ипполит пытаются избавиться от навязчивого кошмара в виде московского гостя. На мой взгляд, ситуация просто «вампиловская», сродни «Старшему сыну». Вот давайте порассуждаем теперь, рассмотрим саму ситуацию, когда все уже все выяснили, что человек по ошибке с точно таким же адресом, но из другого города. Естественно, что нормальная реакция любого нормального человека избавиться от непрошенного гостя… Но, послушайте, ведь человек с виду вполне приличный, в достаточно модной и дорогой по тем временам дубленке, нормальной шапке, и у него пусть и потертый и с веником, но портфель – атрибут человека вполне себе успешного. Но да, нетрезвый. Герои фильма не раз говорят, что холодно. И понятное дело, что, выталкивая человека на улицу, они его жизнь подвергают опасности с вероятностью в 90%. Но об этом никто не думает. Даже рационально мыслящий Ипполит. Ведь куда логичнее было вызвать такси до аэропорта, так по крайней мере шанс, что человек окажется в тепле, а не на улице в сугробе, становится более реальным.

Я все думаю, вот если бы я в новогоднюю ночь обнаружила бы, например, соседа по этажу, с которым вижусь и здороваюсь пару раз в году, сидящего под дверью, т.е. вот он забыл ключи, а его домочадцы разъехались, пригласила бы я его к себе? Я бы да, но я знаю, что один из моих домочадцев был бы на 100% против. Смогла бы я поставить свой комфорт и спокойствие ниже заповеди: «возлюби ближнего своего»?

В общем, я уже пару лет об этом думаю. А тут у тех же друзей, чей четырехлетний сын посмотрел трижды «Иронию судьбы», услышала очень грустную историю. Некий гражданин Франции очень любил Россию, выучил русский язык и периодически посещал нашу страну. И вот под Новый год он в очередной раз приехал сюда, сел в такси, там его чем-то угостили, обобрали и высадили в районе, где «метро не ходит, такси не содит»… Там частный сектор, одноэтажные дома и коттеджи. И так совпало, что в ту ночь была температура минус 17, в общем, он замерз… Он ходил и стучал, но никто не открыл…

Я с ужасом думаю, что если бы я ехала в ту ночь в той местности, я бы не остановилась, не подобрала его. Я бы остановилась, если бы увидела его лежащим, тут да… А так инстинкт самосохранения был бы также выше Заповеди про ближнего... Когда же я начала, свой монолог про этого несчастного и про «Иронию судьбы», про «Старшего сына», никто из гостей не захотел этот разговор поддержать, просто хозяйка дома поспешила сменить тему… Понятное дело, новый год…

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
ajushka
Jan. 4th, 2017 10:43 pm (UTC)
Тема сложная, действительно.
Мой муж не понял бы моего желания помочь человеку в такой ситуации и открыть для него дом. У нас дома и гости-то теперь бывают крайне редко, мои подруги - только когда его самого нет дома.
Мне кажется, это для Москвы уже практически норма - не вникать в проблемы чужого человека. Слишком много людей, которые используют других в собственных целях. Когда я ездила в Рыльск и искала родственников, одним из потрясений было как раз стремление людей помогать мне.

История с французом трагическая.
twins_en
Jan. 6th, 2017 10:33 am (UTC)
Тема очень сложная...
Вот у нас у родителей такой тандем: мама - душа на распашку, готова последний рубль отдать, а папа - "бука", в чем-то "премудрый пескарь". И вот папа маму постоянно сдерживает, ограничивает.
И помнится, лет 10-15 назад мы с родителями обсуждали эту тему, и вот мама сказала, что на месте Ипполита, она бы посмеялась и усадила бы незнакомца за стол. И я охотно верю. А вот папа совсем другой человек. Он всех сразу в чем-то подозревает, и он очень замкнутый, ему "чужие" мешают...
Но в связи с этим разговором, у нас возникла еще одна тема: наша готовность принять чужую помощь. Помнится, несколько лет назад я ехала по проселочной дороге ранним утром, увидела женщину идущую по обочине с сумками, она явно возвращалась после ночной смены. Предложила подвезти. Женщина напряглась: " у меня денег нет!", я ей объяснила, что мне не надо, что довезу бесплатно.
Она села, когда доехали до развилки, она сказала, что здесь выйдет. На пригорке виднелась деревня, я предложила ей довезти до деревни, но она категорически отказалась, повторив, что денег у нее нет.
ajushka
Jan. 6th, 2017 12:31 pm (UTC)
У нас примерно так же, муж куда более недоверчив и осмотрителен, опаслив даже. Не раз мы ехали в машине, я видела, что кому-то требуется помощь, просила его остановиться, на что он отвечал "пусть сам разбираются, мало ли что". Я тоже усадила бы:) Хотя были и ошибочные мнения - хотя бы с армянами из ремонта, - но о своем доверии, в целом, я не жалею.

Готовность оказать помощь и принять, как мне кажется, - две стороны одной медали. Если я сама способна оказывать бескорыстную помощь, то верю, что и другие тоже. Возможно, та женщина, что отказалась, сама бескорыстную помощь не готова оказывать.
iaoljka
Jan. 4th, 2017 11:13 pm (UTC)
Да, это правда, проблематичный вопрос.
Но всё же пустить в дом чужого пьяного мужика - это очень сильный поступок.

Я бы ограничилась пусканием "в подьезд" - там не комфортно, но замёрзнуть насмерть не удастся.
Тут ещё дело в том, что такие ситуации... встречаются. И часто.
Главное, конечно, убедиться, что человек не погибнет.
Но всё же в дом чтобы кто-то пригласил, не представляю себе....

Ужас, конечно.

У нас в юности один неудачливый "кавалер" напился и отправился на поиски приключений. Приключений приобрёл в виде разбитого лица (своего), а обратную дорогу не помнит. Мы приезжали встречать новый год в посёлок городского типа...
Так вот его пустила на ночь одна женщина.
У неё была куча детей, какой-то пьющий мужчина, потом прошло года три, у неё детей отобрали, а из общаги той выселили...
Но при этом нашего "кавалера" с разбитым лицом, пьяного, она пустила переночевать. И на утро нашла нас по его "описанию дома".

Ну вот так вот... Остальные люди пьяных боятся...
Я боюсь, например.
twins_en
Jan. 6th, 2017 10:42 am (UTC)
Я тоже боюсь пьяных. И нет гарантии, что вот он сейчас сидит, его развезло, а через пять минут его не понесет в агрессию, и он не переколотит полдома.
Но самое грустное - это же чей-то сын, брат, муж. Но за алкоголем мы это забываем.
Вот подбирать с мороза валяющихся пьяных мне приходилось несколько раз...
liya_fa
Jan. 5th, 2017 08:45 am (UTC)
Дело в большей степени как раз в том инстинкте самосохранения, как ни крути.
И часто люди обжигаются на добрых делах...вот и черствеют...
twins_en
Jan. 6th, 2017 10:21 am (UTC)
Да, недаром же есть такая пословица: "не делай добра, не получишь зла".
Конечно, нельзя исключать ситуацию, что ты пустишь человека в дом, а он тебе причинит зло.
apotapov777
Jan. 5th, 2017 05:25 pm (UTC)
А ведь, правда, похоже на "Старшего сына"...
Но есть смутное подозрение, что есть и похожая зарубежная мелодрама...
twins_en
Jan. 6th, 2017 10:49 am (UTC)
Мне кажется, что эти темы очень "внутренней направленности". Тема очень уж "местная"...
Я знаю точно, что именно "С легким паром" за рубежом не был понят и принят.
А у Вас в памяти нет каких-нибудь зарубежных фильмов с подобной тематикой?
apotapov777
Jan. 6th, 2017 05:35 pm (UTC)
Точно не помню, но вот смутное ощущение, что видел мелодраму, где герой приезжает в неизвестный город и за 1 ночь заводит знакомство с женщиной.
ribka_anna
Jan. 5th, 2017 06:55 pm (UTC)
Вспоминая продолжительный период жизни, когда наш дом был проходным двором, благодаря младшей сестре с мировоззрением хиппи, я удивляюсь - как нас пронесло от грабежей и более серьезных неприятностей. Господи, кто только у нас не жил неделями, не ночевал, не ел из нашего холодильника, не звонил в дверь и по телефону в любое время суток. Сейчас я не открываю дверь никому, но все еще боюсь ночных звонков.
twins_en
Jan. 6th, 2017 11:01 am (UTC)
А Ваши родители спокойно воспринимали этот поток людей?

С одной стороны, я часто задаюсь вопросом, вот если я окажусь на улице, и мне негде будет просить помощи, куда идти...
А с другой стороны, если мои близкие против, то мне важнее, чтобы у меня был мир с ними... Можно любить весь мир и забыть на чувства совсем ближнего...
ribka_anna
Jan. 6th, 2017 11:25 am (UTC)
Нет, не спокойно. Но они жили отдельно и проникнуться всеми прелестями в полной мере не могли. Более того, я считала, что меня они в тот момент предавали, т.к. пытались все как-то сгладить и уравновесить.
twins_en
Jan. 6th, 2017 11:35 am (UTC)
А Вы бунтовали?
Какая несправедливая ситуация...
ribka_anna
Jan. 6th, 2017 07:39 pm (UTC)
бунтовала, но лучше было сразу сдаться).
marusik02
Jan. 9th, 2017 07:31 am (UTC)
Интересное эссе.
Морозами навеянное.
twins_en
Jan. 9th, 2017 11:19 am (UTC)
навеяно...
и морозами, и Вампиловым... Один из самых любимых драматургов сейчас. (если не самый любимый после Чехова)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel