?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я смотрела спектакль и думала, что никогда не считала себя самонадеянным человеком, а вот тут ловила и ловила себя на самонадеянности. Самонадеянность бывает разного рода. Моя заключалась в том, что идя на спектакль «Не покидай свою планету», я была уверена, что очень хорошо помню «Маленький принц» - я же читала его несколько раз в детстве и юности и, кажется, когда-то потом… но… я ошиблась. Я помнила сказку событийно, сюжетно, даже фразово…

Но правда оказалась в том, что когда-то давно, 100 лет назад, я может быть и поняла и даже полюбила «Маленького принца», но только я была тогда другая, и жила я на другой планете – сначала на планете «детство», потом планете «юность». Там все всегда счастливы, любимы и верят, что все лучшее впереди. Через такой фильтр почти невозможно уловить той пронзительности, которая заложена зрелым писателем. И я с самонадеянностью и ветреностью счастливого человека уложила в память «счастливую сказку со светлыми идеями, но с чуть грустным концом расставания». Все мое внимание было отдано маленькому принцу, я обдумывала обсуждаемые идеи, но я эгоистично даже и не подумала ни об авторе, от чьего лица ведется повествование, ни об Антуане де Сент-Экзюпери…
Я давно твердо стою ногами на планете Земля, я не читаю сказки для себя… и не потому ли так неожиданно прозвучали слова, которые когда-то я знала почти наизусть…

«Не покидай свою планету» - не первая совместная работа Константина Хабенского, Юрия Башмета и ансамбля «Солисты Москвы». До этого был «Каллигула» Камю, объединенный с музыкой Шуберта и Маллера, а еще «Карнавал животных» Сенс-Санса. Там была очевидна работа актера, там звучала музыка. И слово было наравне с музыкой. И точно музыка не уходила в фон… Но все же то были литературно-музыкальные постановки. Эмоциональные, интересные, раскрывающие артистизм не только Хабенского, но и маэстро Башмета… но спектаклем ни одну из работ назвать было нельзя. «Не покидай свою планету» - полноценный спектакль. С героем, идеей, действием… Спектакль наполнен музыкой и смыслом, и космическим видеорядом.

Константин Хабенский исполняет роль автора. Маленького принца нет. В этом и идея. Он живет в воспоминаниях, является к нам в рассказах автора… И… «а был ли мальчик». С чего я всю жизнь верила в существование Маленького принца. Не создан ли он лишь воображением автора, в одиночестве, в борьбе за выживание, как средство не сойти с ума. Не потому ли в сцене знакомство, мне казалось, что Хабенский играет раздвоение личности. Как будто он сам себе дает задание нарисовать барашка, и сам же оправдывается, что не умеет рисовать…

Все остальные персонажи «мультимедийны» - сняты ролики с Хабенским и показаны на планетах. Да-да, планеты тоже присутствуют… Вообще ощущение космоса постоянно возникает. И не только из-за видеоряда, но и пространство театра этому способствует. Когда многоярусный зал подсвечен снизу, то кажется, что он расширяется до бесконечности, что это целая вселенная (впрочем, так и есть).
И в этом спектакле хотя музыка и уходит на второй план, но у нее не «оформительско-эмоциональная роль». Как раз для меня музыка, оркестр и дирижер поддерживали скорее концептуальную идею – идею автора, замысла. Если актер исполняет роль «книжного» автора и в его арсенале слово, текст произведения, то дирижер в моем воображении был автором произведения, идеи, оркестр и музыка играли «роль» замысла, творения. И взаимодействие музыки и слова было очень глубоким, единство смысла и ощущения, мыслей и чувств.

Очень неожиданно решена сцена с Лисом. Пересказывать ее не имеет смысла, ибо это будет 100% спойлер. Скажу только, что в этой части спектакль становится интерактивным. И это усиливает пронзительность обращения к нам, рассуждения о дружбе и привязанности становятся совместными.
В спектакле есть еще интересная аллюзия к творчеству Хабенского. А именно, в музыкальной части дана солирующая партия контрабаса, что редко для музыки, но, видимо, композитор вставил соло контрабаса, намекая на одну из текущих ролей актера.

И все же это спектакль об одиночестве. А может быть и книга об этом? Я никогда до этого не обращала внимания, как пронзительны там рассуждения об одиночестве… В моих воспоминаниях было столько светлых идей о любви и дружбе (ах, какая наивная я была…), об ответственности. Но я там тогда не чувствовала страха человека перед будущим, страха бремени ответственности, проблемы выбора, расставания. Я даже не знаю, возможно, было бы лучше и дальше жить воспоминаниями…

А тут после спектакля осталась такая пронзительная печаль, такой привкус одиночества, хотя мы смотрели спектакль компанией… Но чувства эти были светлыми. Мне захотелось выйти и позвонить всем своим знакомым, друзьям, с которыми давно не общались, по которым скучаю. Но я вышла в морозный вечер, подняла голову вверх и вдруг непроизвольно улыбнулась звездам. Где-то там меня любят и помнят обо мне, и точно так же, как и я сейчас, улыбаются звездам, а значит и мне…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
breta
Feb. 8th, 2017 08:11 am (UTC)
Прям очень мощный отзыв. Спасибо.
twins_en
Feb. 8th, 2017 06:31 pm (UTC)
И спектакль очень трогательный... и масштабный!
bertran01
Feb. 8th, 2017 09:43 am (UTC)
Я смотрела не с Хабенским, а со Смольяниновым (актеры поменялись днями, когда у меня уже были билеты на руках). Но тоже хорошо. И очень-очень грустно: я как раз накануне вернулась из сказочной поездки в Вену. Очень хотелось плакать... ну, а когда на сцене поплакали вместе со мной, стало немного легче.
twins_en
Feb. 8th, 2017 06:47 pm (UTC)
А я бы и со Смоляниновым посмотрела (я его сейчас очень люблю и ценю. Очень мне нравится с ним "Посвящается Ялте"). Возможно, второй раз посмотрю как-нибудь, чтобы сравнить... и чтобы по центру сидеть. А то сидели сбоку. Хотя сбоку можно было наблюдать очень неожиданный и необычный эффект. Причем не на сцене, а в зале - тень от оркестра падала на яруса. И почему-то для меня это имело какой-то дополнительный смысл.
marusik02
Feb. 8th, 2017 12:09 pm (UTC)
в Современнике сто лет не была, после ремонта.
Маленький принц для меня тяжелая для чтения вещь, может спектакль легче.
twins_en
Feb. 8th, 2017 06:48 pm (UTC)
Ремонт в Современнике еще не закончился. Спектакли большой сцены они играют во дворце на Яузе. Но "Не покидай свою планету" иногда играют в театре им.Моссовета
sen_semilia
Feb. 19th, 2017 01:22 pm (UTC)
Хабенский в Современнике?
И еще с Башметом?
даже не знала о таком
twins_en
Feb. 19th, 2017 01:25 pm (UTC)
Ну, я думаю, что это проект Хабенского-Башмета, но почему-то на площадке "Современника". Вместо Хабенского может играть Смолянинов. Вот подумываю пересмотреть с ним...
sen_semilia
Feb. 19th, 2017 01:26 pm (UTC)
я поняла уже

не знаю...
иногда интересно сравнитть
но главное - не разочароваться :-)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel