?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Электра. Bayerische Staatsoper

В постановке только три цвета – черный, белый, пурпурно-красный… Каждый цвет значим, содержателен. Как значим и свет в этой постановке... Минималистичность постановки добавляет пронзительности.



Черный квадрат разделяет сцену на две части. Даже не так. Основная часть сцены как раз за черным квадратом, перед ним только авансцена, на которой и происходит основное действие. И большую часть спектакля мы видим узкую полоску авансцены, темную. Актеры находятся в луче света. Лучи света сужаются и к концу спектакля авансцена становится практически темной, освещается небольшими фонарями снизу. Есть в этом что-то жуткое – тьма накрывает мир. Злодейство, совершенное однажды, расплывается на весь мир, накрывая и тех кто повинен, и тех, кто негодует, и тех, кто мечтает остаться в стороне.

Черный квадрат стоит на одной из своих вершин, поворачивается и за ним виден цвет и... свет. Свет и цвет так контрастируют с тем, что происходит на авансцене, что становится невыносимо холодно и страшно, неуютно от той прямой мысли, что все самое хорошее, светлое и позитивное - все осталось там, позади, за этим черным квадратом. За этой непросветностью.

Когда я заранее читала либретто (ибо знала, что в театре будет только на немецким, а он у меня еще не на том уровне, чтобы читать либретто перед спектаклем), то меня удивило описание самого начала оперы – «Электра, подобно зверю, озираясь выходит из дворца». Не такая Электра в баварской опере.
Электра мрачная, в черном платье, босая, топор заготовлен сразу, не надо ей потом его раскапывать. Топор гипертрофированный… огромный. Когда видишь его в ее руках, то сложно поверить, что она его удержит. А потом она его поднимает с тем торжеством, с каким поднимает вес женщина в тяжелой атлетике. Так же противоестественно… то же противоестественное торжество…

Нет не озирается Электра, не страшится, не скрывается. Она полна решимости и… ее отстраненность не изгнание, а самоизоляция. Видимо, поэтому она постоянно находится на небольшом настиле, так похожем на плот, выброшенный на берег. И хотя не плыть ему уже по течению, это ее оплот – оплот ее веры, ее стремлений, отправная точка. Почему-то в этой постановке у меня постоянно возникали ассоциация атлетического характера. Так и этот плот мне напоминал мостик для прыжка через «козла». Ну что ж… Электре нужен этот толчок, этот импульс…

И кажется, что ничто не может поколебать ее уверенности, ее подвижничества и тем не менее… Появляется Царица Клитемнестра, царственно спускаясь по красной лестнице, в платье пурпурного царственного (и в тоже время кровавого) цвета. Красный цвет затмевает глубину черного, кажется, что огромный шлейф мантии покрывает всю авансцену, черное на красном смотрится страшно… и не можешь уже понять, какого цвета больше… Очень нервное сочетание под стать сцене объяснения матери с дочерью…
Электра теряется. Кажется, что еще чуть-чуть и она потеряет решительность. И даже в какой-то момент кажется, что вот-вот наступит примирение. Мать садится на плот, протягивает руку дочери, рука дрожит. Дочь склоняется и с такой нежностью смотрит и кажется, что сейчас она обнимет мать, а потом вступает музыка и Электра прямо сообщает свой план. Черное надвигается на красное, Клитемнестра растерена… протянутая к дочери рука уже не жест примирения, это мольба… И моментальная смена настроения – приходит новость о гибели Ореста, опасаться нечего, в протянутой руке не осталось напоминания о мольбе, это уже жест проклятия. Царица уходит, оставляя пурпурную мантию на сцене… море крови…
Просто, емко, сильно поставлена сцена. Буквально до оторопи, до мурашек… такая сильная смена настроений в небольшом фрагменте.

Мантия так и пролежит на сцене до появления Ореста. Он ее накинет, уходя за тот черный квадрат, словно переняв эстафету кровопролитий. За ним захлопнется черный квадрат, окончательно пропадет цвет и свет. Только черный цвет и немного света от лампы у ног Электры. И в этом тусклом свете Электра поднимет топор и замахнется, и когда опустит его, издалека раздастся крик ужаса Клитемнестры. Точка поставлена, никаких сомнений, кто виноват. Как нет сомнений в этой постановке, что делать. Электра в очередной раз поднимет свой топор гипертрофированного размера, снова замахнется, но уже в последний раз, замкнув круг злодеяний и мести. Не просто так она падает замертво, от собственной руки…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
jeanix
Mar. 6th, 2017 06:08 am (UTC)
Прикольная точка обзора у вас была - с верхнего яруса, у самой сцены. Может что-то и не было идеально видно, зато какие тени могли вы наблюдать.
twins_en
Mar. 6th, 2017 10:32 am (UTC)
прикольная точка
Фотография сделана не совсем с наших мест, мы сидели ближе к центру, но все равно было видно не полностью, но тени были да - шикарные и много о чем говорящие.
С этой точки, думаю, вообще мало что видно было. Я туда зашла, чтобы сделать вот этот кадр


С тех мест к тому времени зрители ушли. Не только в Москве, оказывается, зрители бегут в гардероб.
Наши спутники тоже заторопились, поэтому я решила быстренько сделать пару снимков, и оказалось, что с той точки необычный ракурс на сцену.

Edited at 2017-03-06 10:34 am (UTC)
jeanix
Mar. 6th, 2017 11:59 am (UTC)
Re: прикольная точка
Я с такой точки смотрел однажды в Большом балет "Гусарская баллада". Видна целиком только авансцена и оркестр, ракурс необычных - по сути, сверху вниз.
twins_en
Mar. 6th, 2017 12:03 pm (UTC)
Re: прикольная точка
давно это видимо было)))
А эта точка хороша еще тем, что если не нравится действие, можно откинуться в кресле и смотреть на люстру, и релакскировать)))

Edited at 2017-03-06 12:03 pm (UTC)
jeanix
Mar. 6th, 2017 12:10 pm (UTC)
Re: это было недавно
30 января 1982 г.
На люстру я не смотрел, глядел на авансцену и на девушку, которую пригласил на этот спектакль.
twins_en
Mar. 6th, 2017 12:15 pm (UTC)
Re: феноменально!
Вы помните дату)))) О!

А я люблю смотреть на люстры. Иногда даже из партера ...
(в антракте)))) (потому, как не люблю, если мне не нравится то, на что я пришла смотреть)
jeanix
Mar. 6th, 2017 09:01 pm (UTC)
Re: помнить всё!
На самом деле я, конечно, не помню все даты театральных событий, только какие-то эксклюзивные, например, премьеру "Фантазий Фарятьева" в Современнике - 1 января 1977 г.
Я беру даты из своей электронной театральной базы знаний:


Edited at 2017-03-06 09:02 pm (UTC)
twins_en
Mar. 7th, 2017 09:00 am (UTC)
Re: помнить всё!
Ух "Вы" )))! Круто! А в этом списке я увидела три спектакля, которые смотрела. Только чуть ранее, чем в 1992 году)))

А как давно Вы ведете эту базу? "тяжелый", наверное, файл...
Я записываю в блокнот, но недавно, раньше надеялась на свою память. Сейчас живо представила количество блокнотов, если бы Вы все записывали. Впечатляющая картинка получилась))))
jeanix
Mar. 7th, 2017 01:28 pm (UTC)
Re: театральная база
Базу веду с момента сознательной театральной жизни, бессознательный период восстанавливал по воспоминаниям. Сначала вёл в блокнотах, потом в электронном виде - в Excel-файле, потом в базе.
Функционал базы:
- ведение карточек спектаклей

- аналитика по театрам, авторам, режиссёрам, сценографам, сезонам и пр.
- ведение программ (например, Золотая Маска) и рейтингов
- планирование просмотров
- ведение реестра закупленных билетов и фактов просмотров
- хранение театральных программок (архив бумажных программок уничтожил)
- и пр.

База сейчас занимает 12 мегабайт

Edited at 2017-03-07 01:33 pm (UTC)
jeanix
Mar. 7th, 2017 01:30 pm (UTC)
Re: три спектакля
Три виденных спектакля из случайного фрагмента реестра - это очень много!
Это были:
Сказка о четырёх близнецах
Крутой маршрут
Идиот
?
twins_en
Mar. 7th, 2017 08:47 pm (UTC)
Re: 1/3)))
Угадали, но не все)))
Идиот
Игрок
Павел I
Все ЦДРА... очень нам нравился там буфет
А вот РАМТ и ТЮЗ в юности мы прогуляли... Как-то очень рано мы начали "гулять" во "взрослые" спектакли - маме часто не с кем было ходить, и она брала нас)) и кофе она начала нас рано поить, ей делали замечания: "куда детям кофе", а она отвечала: "а им нравится))))"

А в 1992 году по "касательной" прошел еще один спектакль из Вашего списка - "Опасные связи" в Новом театре, меня туда пытались многие люди отправить, а я делала "фи", типа не столичный театр))))

Edited at 2017-03-07 09:00 pm (UTC)
jeanix
Mar. 7th, 2017 09:42 pm (UTC)
Re: Павел I до 1992 г.
Так Вы Павла I с Борисовым видели?
А я уже с Золотухиным.
twins_en
Mar. 7th, 2017 09:55 pm (UTC)
Да, с Борисовым.

Так давно это было, но я так хорошо помню и спектакль, и сам визит в театр, но не могу вспомнить, что за год был... хотела посмотреть програмку, но она не сохранилась...
jeanix
Mar. 7th, 2017 10:14 pm (UTC)
что за год был
Премьера "Павла I" состоялась в 1989 г.
Так что вариантов совсем немного - 89 или 90. И был ещё перерыв.
У меня Александра, наследника играл Плотников, то была весьма крупная роль, а Вы могли видеть в этой роли Домогарова, поначалу и он играл.
twins_en
Mar. 8th, 2017 08:55 am (UTC)
Re: что за год был
Скорее всего это все-таки был 1989 (так утверждает сестра), вроде это был премьерный год. И я тоже припоминаю, что была жутко горда, что смотрю премьеру)))
Но то, что Александра I играл Б.Плотников, это точно, это мы обе помним на 100%

Edited at 2017-03-08 12:00 pm (UTC)
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel