?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выходя с выставки случайно подслушала начало экскурсии. Первыми словами экскурсовода были: «Сегодня немногие знают такого художника Головина Александра Яковлевича. Ну что я могу сказать… Тем хуже для тех, кто не знает!». Пожалуй, полностью соглашусь с этим экскурсоводом. И выставка в третьяковке - это прекрасный повод познакомиться с творчеством этого художника.

Случилось так, что идя на выставку сама я была знакома с именем театрального художника Головина, как соавтора постановок Мейерхольда. Знала и портрет Мейерхольда кисти Головина. Но на этом мои знания и ограничивались и от выставки я ожидала несколько иного, чем получила. Не могла я представить, что многие работы этого художника вполне самостоятельны и настолько самобытны, полны искрометного юмора и иронии, и вместе с тем такие гармоничные и радующие взгляд.

Я восприняла Головина-художника как истинного романтика с замечательным чувством юмора и позитивным настроем. Вот смотришь на его розы и понимаешь, что они не из реального мира, настолько они изящны и идеально красивы, но только возникнет мысль о недостижимости идеала, как переводишь взгляд на страшный горшок и засыхающее растение в нем на той же картине и понимаешь, что все это - не просто выдуманная картинка, это та призма, через которую сам художник смотрит на мир, и через которую дает шанс посмотреть и нам. А дальше выбор каждого что увидеть – нереальный цветок или осыпавшиеся, отжившие свое лепестки. Вообще Головин – мастер постоянно сопоставлять живое и отжившее (не хочу произносить «мертвое», ибо на его картинах все предметы – живые), настоящее и искусственное, увиденное и выдуманное…

Его роза кочует с одной картины на другую – то она появляется как самостоятельная героиня картины, то как атрибут натюрморта, то как украшение испанки, то на шали, брошенной на столе, а то просто в руках выдуманной им маркизы. Организаторы выставки подготовили замечательный ролик, где излюбленная роза кочует из сюжета в сюжет.



Вообще такое впечатление, что художник любит играть одними и теми же предметами – они появляются у него то как акценты, то как главные герои. И порой именно поэтому картины Головина кажутся какими-то знакомыми. Глаз видит уже увиденное и узнает.

Еще что я уловила в работах Головина, так это самостоятельность фрагментов практически в каждой картине. Сложно сказать, портрет ли это, если на фоне изображен столь искусно составленный натюрморт или захватывающий дух пейзаж. Натюрморт ли это, если он составлен таким образом, что из предметов на столе можно продумать целую сценку. Пожалуй, эта изобретательность и позволила Головину стать гениальным театральным художником-первооткрывателем, соавтором Мейерхольда.
А вот его портреты, кажутся, беспристрастными. И, порой, сложно угадать, каковы же были отношения у автора с моделью. Но если знаешь, то начинаешь копаться и обязательно находишь. Сравните хотя бы портрет Кузьмина, Мейерхольда, Рериха или Карзинкина. Если присмотреться, то можно угадать, кто был другом всей жизни, а кто вызывал антипатию.


На выставке на фоне моего восторга почему-то возникала одна «практическая» мысль – ненужных знаний и навыков не бывает. Просматривая работы в хронологическом порядке, вдруг начинаешь понимать, что художник всю свою жизнь накапливал знания, иногда точно не зная, для чего. Но впоследствии эти знания обязательно проявлялись в его работах как театральных, так и в станковой живописи.

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel