?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я, как обычно, под занавес практически с третьим звонком сходила на выставку, которая была запланирована с конца декабря, и пропустить которую никак я не хотела. И вот дотянула. Но хотя бы не в последний день.

Взгляд на театр с высоты архитектуры не получился ни снобистким, ни заумным, ни излишне техническим, напротив в очередной раз подчеркнул «нет, без театра нельзя». Довольно информативная, не могу сказать, что выставка очень эмоциональная, но зато для меня оказалась thought provoking, узнала не очень много нового, но все же что-то и было открытием.

Конечно, я знала из школьного курса истории, насколько театр был важен в античном мире, что он был центром метрополисов, и до сих пор приезжая в римские и греческие города понимаешь, что театр управлял архитектурой города, был центром, а все остальное уже служило ему ансамблем. Но я почему-то никогда не задумывалась о взаимном влиянии театра и архитектуры у нас в России. Конечно, история театра в России не столь длительна, как европейского, и, как всегда, у России и тут свой путь – от усадебных через императорские и советские, до наших дней.

И на каждом этапе своя история, свои имена (Растрелли, Кварнеги, Росси, Бове, Шехтель), свои правила и свои масштабы. Но одно неизменно на протяжении всей истории Театра в России – он влиял на развитие всей культурной жизни. В театре появился первый симфонический оркестр в России (а именно в театре Шереметьева), театр влиял на этикет и условность сословий (после указа Екатерины II внутреннее устройства театра было неизменным многие годы), вокруг театра началось развитие архитектурных комплексов (как начал Растрелли строить Александрийский театр с парковым ансамблем вокруг, так и тут же распространилась эта практика даже в небольших уездных городах). И именно в театре сконцентрировалась идея единства искусства… И даже в сложные годы первых лет советской власти развитие театра влияло на идеи строительства и развития архитектуры.

В общем несмотря на строгость архитектурного взгляда, выставка имеет театральное настроение. Жаль, конечно, что посмотрела ее без сопровождения экскурсовода, многое было непонятно, как непрофессионалу. Посмотрела на каталог, но что-то не решилась купить. Теперь думаю, не пожалею ли как уже успела пожалеть о некупленном каталоге к выставке «Московское метро - подземный памятник архитектуры». Но есть еще немного времени на раздумья, возможно, закажу в подарок на ДР…

А пока осталось несколько фотографий на память в памяти телефона:
Не помню, чтобы я до этого видела архитектурные проекты театров. Конечно, принципиально проект не отличается ни чем от других арх.объектов, но все же почему-то почерк кажется каким-то очень артистическим, возможно, потому, что знаю, что проект театральной площади в Твери:


Ничего не меняется вокруг Большого театра - чем-то мне напомнило световое шоу, которое видела осенью:


Макеты декораций часто можно увидеть на выставках, они всегда почему-то трогают. Это вот макет в "Каю и Герде" в Большом:

А это вот один из макетов театра "будущего". "Будущее" планировалось в первые годы советской власти:

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
jeanix
Apr. 9th, 2017 08:00 am (UTC)
В советские времена искусство архитектуры и театра – разминулись, театры почти не строились. Строительство новой сцены театра на Таганке в Москве в середине 70-х было большим событием, и для архитекторов, и для публики, советская страна проедала театральное наследие прошлого, или под театры реконструировались и переделывались здания кинотеатров, цирков, особняки, ДК и т.п. (Современник, старая Таганка, Станиславского, Вахтангово, Сатира, Маяковка на Сретенке, Ленком, Сатирикон, …).
В постсоветскую эпоху родился новый тренд – в огромное здание бизнес-центра встраивается на правах бедного «родственника» театр (ЦИМ, ТЦ на Страстном, малые сцены Современника и Пушкина, сцена ШДСИ Сатирикона, Центр оперного пения Вишневской, …).
Говорить о достижениях искусства архитектуры или о качественных зрительных залах и сценах – в обоих вариантах бессмысленно, всё сделано по остаточному принципу или «как получится».
Хороших современных театрально-архитектурных проектов считанное количество – Мастерская Фоменко, СТИ.
ШДИ – не слишком функционально здание, реализация фантазии-причуды Васильева, в конце концов им брошенное.


Edited at 2017-04-09 08:03 am (UTC)
twins_en
Apr. 9th, 2017 06:02 pm (UTC)
архитектура и театр разминулись...
Да, их пути разошлись где-то в конце 30х годов. Поэтому на выставке практически не было проектов середины XX века. А вот в 20-30е были интересные проекты, и они на выставке были представлены. Жаль, что практически ни один не был реализован.
А в середине XX века строили "Дворцы Культуры"... было несколько "типовых" проектов "типовых" Дворцов Культуры...
jeanix
Apr. 9th, 2017 07:43 pm (UTC)
Re: архитектура и театр разминулись...
Пути архитектуры и театра разошлись, и до сих пор не соединились.
twins_en
Apr. 9th, 2017 07:56 pm (UTC)
Re: архитектура и театр разминулись...
Безусловно это так...
Но мне хотелось задаться вопросом, а много ли новых театров строится вообще в мире? Насколько они взаимодействуют с архитектурой?

Из построенных недавно мне приходят на ум "Мариинский 2" (который заклеймили), новая сцена Табакерки и Приморский театр оперы и балета.
Понятно, что Приморский театр был построен к саммиту, и его сейчас патронирует Мариинский и Маэстро Гергиев.
jeanix
Apr. 10th, 2017 06:54 am (UTC)
Re: театры взаимодействуют с архитектурой
Для меня одним из критериев (среди прочих) удачной архитектуры – это отсутствие очереди в женский туалет. Новая сцена Большого театра по этому критерию попадает (при внешней роскоши и богатству отделки) в шлаковую архитектуру. Кроме того, с балкона сцену целиком видно только с нескольких центральных мест, с боковых – лишь часть. Если архитектор не замечает человека – это шлаковый архитектор, выше курятников ничего проектировать и строить он не должен.
К Мариинке-2 я отношусь терпимо, без восторга. Пугает в ней дешевизна отделочных материалов – дешёвенький ламинат в зале, пластмассовые детальки в туалетах, кажется они все уже разломались.
Новая сцена Табакерки – типовой вариант бизнес-театральной архитектуры, правда не такой жлобский как делали лет 10-15 назад. В зале VIP-партер (первые 4-5 рядов) сделан с нулевым подъёмом. Зачем?
twins_en
Apr. 10th, 2017 08:14 pm (UTC)
Re: тогда надо разделить...
...архитектуру на экстерьер и интерьер. С точки зрения экстерьера мне театральная площадь в целом и Большие и Малый театры в частности кажутся удачными. С точки зрения интерьера не идеален ни один из них. С боковых мест нигде полностью не видно. В Малом еще более или менее, в Больших увы... Тем больше меня удивляет символическая разница в цене на билеты на удобные и нет места. Но это удел всех "подковообразных" залов. Так же плохо будет видно и в ЛаСкала, и в Баварской, и ГрандОпера, и тп... В Баварской меня поразило, что обе постановки, которые смотрели были поставлены в основном на авансцене. Не думаю, что совсем уж случайно. вот влияние архитектуры, думаю... Кстати, там как раз вообще не было очереди в женские туалеты. А в России что-то совсем не припомню без очередей)
Продолжая туалетно-интерьерную тему, могу сказать, что была в шоке как и какую положили плитку на исторической сцене Большого - и дешевая, и криво. Сантехника тоже не под стать статусу главного театра России. А вот табакерка меня удивила в обратном направлении - там качественно, стильно и дорого. Но помимо маленького подъема в партере, еще неудобные в табакерки фойе, что в зоне буфетов, что в коридорной зоне. если кто-то смотрит фото, то другим не мешая пройти нет никакой возможности...
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel