?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пер Гюнт. Ленком

Когда-то любой билет на любой спектакль этого театра был самой заветной мечтой неких сестер-близнецов, а про главрежа этого театра эти сестры думали, что это их любимый режиссер.
Но время шло, и это время раскидало данных сестер и этот театр во главе с этим режиссером в разные этические и эстетические лагеря.

Этот спектакль мы выбрали для того, чтобы за его просмотром отметить наш день рождения с друзьями. Во многом выбрали условно: условно было удобно в этот день и в этой точке Москвы, условно это было компромиссом наших театральных предпочтений с оглядкой на вкусы товарищей. Я шла в этот театр и не могла вспомнить, сколько лет я туда не заглядывала, и что я там смотрела в последний раз…
На удивление моя память сработала отменно: все было как прежде – гардероб, лестница, зеркала, столик, где продаются программки, я даже вспомнила сразу, как лучше пройти на наши места, да что говорить, покупая билеты, я с легкостью вспомнила, на каких местах видна сцена, а не голова соседа спереди.

И ровно так же моя память узнала почерк некогда любимого режиссера: выход музыкантов прежде того, как погаснет люстра, четкая сценография, яркие танцы, резкий шумовой эффект, выхватывающий зрителя из полусонного состояния комфорта… И в чем-то мой мозг и моя память благодарно откликнулись на это узнавание. И я даже успела порадоваться, что выбрали мы именно этот спектакль, что он очень гармонично вписывается в концепцию «день рождения – грустный праздник», и гармонично сочетается с мыслями о быстротечности и бренности…

Спектакль для меня разделился на две части – ровно по антракту.
Первая часть понравилась гораздо больше, показалась интереснее и созвучнее мне, и уходя на антракт я ждала, что во втором отделении эта тема разовьется, и спектакль пойдет «вглубь» и дожмет тему выбора и поиска, и я увижу нового М.А. Захарова, нового мыслителя с уклоном в экзистенциализм. Но надо понимать, что М.А.Захаров – режиссер не экзистенциональный…

И вот во второй части стало очевидно, что режиссеру интереснее поговорить о насущном, а не о вечном… И история Пера Гюнта безусловно для него более интересна как некая канва, по которой можно наносить привычный рисунок на полотно спектакля. Все те же танцы и к ним добавились «остро-социальные» фразочки с прямой направленностью в зал. Не скажу, что меня это раздражало, как не раздражал сосед сзади, явно неплохо проведший время в буфете (счастливчик – не за рулем), данный сосед очень непосредственно воспринял обращения и посылы в зал, и считал своим долгом отвечать на каждую такую реплику. Я заскучала… Не совпали мы тут…

Но был и забавный для меня и тут пассаж. Уж не знаю, что хотел сказать режиссер именно в этом моменте, но я явно услышала не то… Думаю, что сцена в психушке предполагалась как остросоциальная, а я-то по простоте душевной и не от большого ума восприняла ее как карикатуру. Когда Пер Гюнт начинает обвинять, что все воры и блаблабла согласно вечной обвинительной песни, у меня возникла мысль: «а судьи кто?» Бездельник, впавший в гордыню, нарушающий все законы (и речь тут не только об административных правилах или уголовных законах). Мне показалось это смешным, но скучным…
Меня посетили мысли, что актер Антон Шагин сильнее режиссера, и в нем есть какая-то внутренняя пружина, какой-то потаенный нерв, что даже танцуя и улыбаясь, он остается «злым», что в нем-то как раз экзистенциализма предостаточно… Вот бы нашелся режиссер, который бы «вытащил» бы все это из него на суд благодарным зрителям…

Вычитала в отзывах достаточное количество сожалений, что у Захарова Пер Гюнт так и не состарился. Для меня же это очевидно: в этом весь Захаров – Захаров-оптимист, Захаров-жизнелюб, Захаров-гуманист, да-да, несмотря не весь свой ироничный сарказм или саркастическую иронию, Захаров прежде всего светлый автор, и свет в финале у него все равно возьмет реванш. Так мы видим Пера Гюнта не постаревшим и сломленным человеком, который возвращается на круги своя, который возвращается на то место, где все только начиналось для того, чтобы там и закончить свой земной путь. Нет, мы видим подлинного Пера Гюнта глазами «духа» Озы и незрячими глазами Сольвейг, мы видим того, кого они так любили, и таким, каким они его любили.

Спектакль в целом довольно красивый. И были в нем моменты, которые мне будет приятно вспоминать: просветленная улыбка Антона Шагина пришедшего в избушку к Сольвейг, его отчаянье: «рухнул мой замок» - и стена разлетается карточным домиком, мягкая красота Аллы Югановой, птицы над головой «духа» Озы и иже с ней, прекрасную пару - Сольвейг и Пера Гюнта, залитых нереальным светом…
Спускаясь по лестнице в гардероб, я заглянула в зеркала, и сомн мыслей и воспоминаний пронеслись в моей голове: невозможно повернуть жизнь вспять, невозможно изменить себя, невозможно вернуться к себе той далекой, но возможно попытаться попробовать на вкус свои воспоминания…

Comments

jeanix
Apr. 23rd, 2017 09:17 am (UTC)
Мои впечатления близки к Вашим http://jeanix.livejournal.com/107238.html
Смотрибельно (М.А. по прежнему мастеровит), но не пронзительно (что-то из волшебства ушло). И таковы все спектакли Захарова последних лет, исключение - "Небесные странники", которые теперь называются "Попрыгуньей", она - очень хороша, по крайней была хороша и свежа на премьере.
twins_en
Apr. 23rd, 2017 06:31 pm (UTC)
впечатления
Да, все верно, именно "мастеровит"... Интересный момент, я когда пришла со спектакля, решила посмотреть отзыв lev_semerkin
Прочитала оба отзыва и решила, что спектакль мне понравился гораздо больше, потом прочла Ваш отзыв и вернулась на свои позиции...
Ну вот на "Попрыгунью" все никак не дойду, никак не совпадем мы с этим спектаклем...
twins_en
Apr. 23rd, 2017 06:40 pm (UTC)
театр и режиссер для Пера Гюнта
я тут подумала, что для этой пьесы идеальный вариант театр им.Вахтангова и Р.Туминас.
Во-первых, в труппе есть несколько Перов))), вплоть даже до: молодой - Вас.Симонов, постаревший - Вл.Симонов. Хотя я бы, конечно, предпочла бы видеть или Бичевина, или Цокурова главным героем.
Во-вторых, все-таки Туминас режиссер экзистенциональный.
В-третьих, при его занятости, не думаю, что он все-таки "дозреет" до заявленного "Фауста", а "Пер Гюнт" - так сказать вариант "лайт".
В-четвертых, сцены на востоке или с тролями, как раз могут вписаться в "вахтанговский" стиль.
И в-пятых, у Туминаса есть же Анжелика Холина и Фаустас Латенас, она танцами, а он музыкой "слезу" выбьют.
jeanix
Apr. 23rd, 2017 07:27 pm (UTC)
Re: Пер Гюнт сегодня
После ленкомовского спектакля я смотрел немецкую экранизацию и пытался прочитать (дочитать до конца пьесу) пьесу. Мой диагноз: время этой пьесы ушло, она устарела, устарела её образность и мифология. Спасти её может лишь полная деконструкция в бутусовском стиле с дальнейшей театрализацией, то как это Ю.Б. сделал с абсолютно неподъёмной и устаревшей вещью "Барабаны в ночи".
twins_en
Apr. 23rd, 2017 07:51 pm (UTC)
Re: Пер Гюнт сегодня
Во многом соглашусь, и про Бутусова тоже думала.
Но мне кажется, что Туминас может вдохнуть жизнь в эту пьесу. Тем более не обязательно ей полностью следовать, а можно как Захаров взять как "канву".
jeanix
Apr. 23rd, 2017 07:58 pm (UTC)
Re: туминасовская тема
Я согласен, что в "Пер Гюнте" зарыта тема Туминаса, главная его тема, но ставить по канве - это не для него, это - для Бутусова.

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel