?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Евгений Онегин. ГАБТ

Постановка концептуальна, символична, иронична, лирична, артистична, человечна, безупречна…

На этом, пожалуй, можно было бы и закончить отзыв. Если бы не мое желание восстановить справедливость. Дело в том, что многие-многие годы ни одна из просмотренных постановок не вызывала у меня доверия. Не могла я простить Чайковскому, что для своей прекрасной музыки он взял Евгения Онегина. Каждый раз мне казалось, что смысл искажен, что я смотрю и слушаю примитивный пересказ такого тонкого сюжета, где живые люди со слабостями и силой трансформируются в картинных оперных персонажей, где поступки непонятны и не мотивированы (и почему-то так часто любят добавлять прощальный поцелуй Татьяны и Онегина – ненавижу!), где сюжет рвется и скачет, где стихи Пушкина перемешаны с текстом либретто, который навязчиво потом утомляет мой мозг.

И вот свершилось… все-все-все встало на свои места и стало понятно, логично и естественно. Это именно то, что я всегда думала про героев, это именно так, как я воспринимаю это произведение… Верю! Теперь и оперу люблю… Надеюсь повторить…

Концептуальная постановка
Концептуальное решение показать весь спектакль в «4-х стенах», без привязки к ландшафтам и пейзажам, не изменив сюжетную линию, перевернуло все смыслы, добавило объяснений, придало логики и… будоражило любопытство зрителей. Когда перед пятой картиной кто-то впереди иронично спросил, неужели и дуэль будет за столом, я точно и абсолютно уверено могла ответить утвердительно. Индукция, знаете ли… если 4 картины уже показаны в 4-х стенах, остальные 3 пройдут там же, в той же геометрии. И мне даже казалось, что я знаю, как оно там будет, как случится. Оказалось, что казалось не зря… угадала.

А это ведь замечательная театральная головоломка взять и уместить все в одни координаты, убрать одну степень свободы творчества, но при этом не увеличить театральную условность, а наоборот сделать знакомый сюжет захватывающим, начать играть с воображением зрителя, дразнить его так, чтобы он приходил в восхищение, а не в раздражение с «законными» вопросами: «Почему это не варят варенье?!!» или «А где малиновый берет?», где дуэль за столом становится единственно возможной, глупой, правдивой… Где каждый поступок обоснован до жеста, до мимики…

Символичная постановка
Стол… заняв практически все пространство сцены, он на протяжении всех 7 картин нес огромный смысл. Ведь по сути стол как объединяет людей в один круг, так и разделяет их, делая оппонентами, противниками, разводит на разные стороны интересов. Собрание за ним гостей то создавала дружескую простодушную картину деревенской жизни в доме Лариных, то напротив указывало на сословность на приеме в Москве, где чужаку и чудаку Онегину не находится места.
Когда Татьяна сидит за ним одна, то кажется совсем маленькой, потерянной девочкой, а когда в юношеском порыве вскакивает на него и оттуда поет свое «письмо», то невольно вспоминаешь и теологический символ стола, и кажется, что не просто так для красивой мизансцены режиссер поставил Татьяну на стол – все верно, в этот момент она приносит всю себя на алтарь любви. И так логично в этот момент начинается гроза. Как знак свыше, нельзя отказываться от всего, от самого себя ни ради чего, даже ради любви…

Впрочем, стол – не единственный символ постановки. Есть и другие, но их затмевает ирония и актерская игра, и личные чувства. Я не успевала их фиксировать в своей памяти, все время отвлекаясь на том, что было на поверхности моего внимания.

Ироничная постановка
Все картины пронизаны таким ироничным настроением, которое с самого начала, начиная с песен крестьян, исполненных гостями Лариных за столом, придает особый смысл всему происходящему. Театральная условность превращается в жизненную безусловную правду, где гости подшучивают, а гостей высмеивают. Где все и всё кажется и смешным, и трогательным. Так естественно падают гости в угаре танца, так смешно падает Ларина, так естественно жадно гости едят торт и пьют вино… Ольга ищет сережку, а Ленский носится с папкой стихов…

Ирония мешает горькое и смешное. Когда Ленский начинает петь «что день грядущий мне готовит», и одновременно оборачивается «древняя старуха», покачивая головой, то становится и смешно, и страшно одновременно, ибо понимаешь, для нее этот вопрос не менее роковой, и даже более естественный, чем для глупого романтика Ленского. Но точно знаешь, что для Ленского день будет роковым, а что будет с придуманной старухой, неизвестно, надеюсь, все хорошо… И вот когда старуха встает и хромая уходит, становится уже не до смеху… О да… хромая судьба сделала не тот поворот…

Лиричная постановка
Все действия так тонко показаны через чувства героев, что помимо текста и действий, считываешь и чувства. Переживания, обиды, влюбленность и отстраненность, сопричастность и одиночество. Кажется, что понимаешь, каждого, что он чувствует в тот или иной момент, почему так поступает… И, конечно, во многом благодаря отличным актерским работам.

Артистичная постановка
Актерские работы настолько хороши, что постоянно сожалеешь, что не умеешь распараллеливать взгляд, не можешь решить, на кого же смотреть, за чьими жестами и мимикой следить, что будет интереснее, где поставлен акцент. Как же красивы и талантливы молодые актеры! Гибкие, артистичные, прекрасно двигаются, с прекрасными голосами… Актеры так живо играют, что забываешь, что слушаешь оперу с хорошо известным сюжетом, по-настоящему сопереживаешь и почему-то пытаешься угадать, что же будет дальше! И так часто не угадываешь…

Человечная постановка
И от того, что действия показаны через чувства героев, и благодаря актерской работе, и по задумке режиссера – постановка очень «человеческая». В оперной условности так редко получается смотреть, обычно слушаешь и наслаждаешься музыкой и исполнением (если повезет), а вот сопереживать почти никогда не получается. А тут… тут все симпатичны и всех жаль. Всех понимаешь и не понимаешь. Такая обычная человеческая жизнь с влюбленностями, одиночеством в толпе, с весельем и обидами, с подтруниванием и игнорированием. Никто не виноват и все глупы безмерно… все просто обыкновенные ЖИВЫЕ люди… В какой-то момент даже захотелось, чтобы изменился сюжет. Постановщику, видимо, тоже хотелось, ибо как объяснить такую значимую паузу Онегина после: «Прошу вас извиненья!» И именно поэтому дуэль превратилась в перепалку с несчастным случаем.

Какой милый и трогательный Онегин по приезде в Москву. Он пытается найти место и в прямом, и переносном смысле, суетится, тушуется и петушится… и в конце впадает в истерику…
Жаль… всех жаль…

Безупречная постановка
Можно ли оценить постановку по-другому, когда в ней все идеально – и исполнение, и игра, и сценография, и концепция, и цвет, и свет(!!!)… Все сделано таким образом, чтобы постоянно держать зрительское внимание, будоражить любопытство. И это в хрестоматийном сюжете, знакомом с детства!!! Во время сцен идеальная тишина, между картинами зрители поворачиваются друг к другу и начинают обсуждать, ибо есть что обсудить. И я была не исключение.
Когда на балу выходит Татьяна, мои соседи, начали спорить она это или нет каково же было Онегину!, эффект достигнут… Когда закрывается занавес, понимаешь, что обязательно надо пересмотреть. И в первые в жизни меня не преследовали мелодии с навязчивым текстом, картинка уравновесила визуальную и аудиальную составляющую оперы, не допустив перекоса…

Пожалуй, впервые опера у меня совпала с первоисточником, а не осталась в стороне от него. Спасибо режиссеру Чернякову и всей команде, которые помогли мне так славно провести канун день рождений Чайковского. А jeanix благодарю за рекомендацию.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
turandot5
May. 7th, 2017 06:18 pm (UTC)
Соушала года 3 назад в Большом. Мне очень понравилось, сначала офигела от серости во всем от декораций до костюмов, а потом так все гармонично стало. И вот этот стол во всю сцену и сидящие спиной к зрителю заворожили.
twins_en
May. 7th, 2017 07:06 pm (UTC)
А я "серости" не углядела, меня потрясла залитая солнцем гостиная.
Немного жалею, что в антракте прочитала отзыв блогоприятеля, из-за чего "превращение" светлой комнаты в "красную" не было неожиданностью.
turandot5
May. 7th, 2017 07:24 pm (UTC)
Так все же были в сером)
twins_en
May. 7th, 2017 07:32 pm (UTC)
Я просто так сильно люблю серый цвет, все его оттенки, а их там было много, что мне показалось, что "толпа" гостей пестрая.
(по секрету скажу, что сама я была в тот вечер в сером)))
turandot5
May. 7th, 2017 08:19 pm (UTC)
@Regrann from @bolshoi_theatre - Знали ли вы, что для каждого представле­ния оперы "Евгений Онегин" изготавливают­ся настоящие торты, которые артисты  с удовольствием едят на сцене?

Did you know that fr­esh cakes are specif­ically being made for every performance of "Eugene Onegin" at The Bolshoi and the artists eat them on the stage?

#большой #большойтеа­тр #опера #евгенийон­егин #bolshoi #bolsh­oitheatre #opera #eu­geneonegin
twins_en
May. 7th, 2017 08:24 pm (UTC)
не знали)))
Удивительно)))
Я специально в бинокль посмотрела и увидела, что на тарелочках были именно настоящие торты, но не знала, что они изготавливаются специально.
jeanix
May. 7th, 2017 08:27 pm (UTC)
У Чернякова именно такой режиссёрский подход - он из любой пафосной или заигранной оперы (в т.ч. "Жизнь за царя", "Князь Игорь", ...) делает современную пронзительную человеческую историю. ЕО - одно из его совершенных созданий.

А состав у Вас какой был?
twins_en
May. 7th, 2017 08:35 pm (UTC)
Состав
Дирижер Игорь Дронов (!)
Ларина, помещица - Ирина Рубцова
Татьяна, ее дочь - Асмик Григорян (!!!)
Ольга, ее дочь - Юлия Мазурова (!!)
Филиппьевна, няня - Нина Романова
Евгений Онегин - Андрей Жилиховский (!!)
Владимир Ленский - Богдан Волков (!!)
Князь Гремин - Вячеслав Почапский (!)
Зарецкий - Валерий Гильманов

jeanix
May. 7th, 2017 08:37 pm (UTC)
Re: !!!
Я этот состав уже два раза слушал, это суперсостав!
Я бы Рубцовой (! ) поставил, а Почапскому (!!)

Edited at 2017-05-07 08:38 pm (UTC)
twins_en
May. 7th, 2017 08:40 pm (UTC)
Re: !!!
Думаю повторить оперу, так что, возможно, случится и другой состав. Впрочем, я не сильно расстроюсь и этому))
И, похоже, уже заразила интересом к опере некоторых друзей. Теперь, главное, чтобы не сняли...
jeanix
May. 7th, 2017 08:56 pm (UTC)
Re: Почапский
У него кроме проникновенного мягкого лирического баса ещё и внешность греминская - "с седою головой бородой...", предполагаю, что она настоящая.
twins_en
May. 7th, 2017 09:01 pm (UTC)
Re: Почапский
Не только бас и внешность... Мне понравился дуэт "Почапский- Григорян", была там какая-то "химия".
И мы так обсудили, что Гремин-Почапский - это утешение всем сочувствующим Татьяне: такой истинный друг, понимающий и любящий, заслуживающий истинного уважения со стороны супруги.
jeanix
May. 7th, 2017 09:06 pm (UTC)
Re: химия Почапский-Григорян
Поразительно, но в его утешении были одновренно и мягкость (когда он её приводил на встречу с ЕО в красный зал, как бы сочащийся кровью), и твёрдость (когда он её уводил), можно сказать, что то было поведение настоящего мужчины.
twins_en
May. 7th, 2017 09:10 pm (UTC)
Re: химия Почапский-Григорян
да, удивительно: тонко и глубоко, столько мудрости в его игре, такой Гремин - огромная удача для спектакля.
twins_en
May. 7th, 2017 08:45 pm (UTC)
Re: доп ! и !!
Пожалуй, соглашусь... Почапский очень трогательный и настоящий Гремин.
И Рубцова хороша...

я вообще поражалась, как ей удалось так легко упасть))... ну и оплеуху Ленскому так мило дала))

Да вообще так сложно расставить !, когда все так играют. Когда даже хор артистичен и фактурен...
jeanix
May. 7th, 2017 08:50 pm (UTC)
Re: хор артистичен и фактурен!
Хор - феноменален! Это - не обычная массовка, там каждый гость - отдельный персонаж, со своим поведением, эмоциями и характером!
twins_en
May. 7th, 2017 08:58 pm (UTC)
Re: хор артистичен и фактурен!
Да, там все интересны. До ЕО я считала, что самый фактурный хор у Писарева в "Свадьбе Фигаро", но пожалуй, соглашусь, что у Чернякова хор будет круче!
jeanix
May. 7th, 2017 09:01 pm (UTC)
Re: ещё-ещё ЕО
Для полноты впечатлений вам теперь обязательно надо идти/бежать смотреть ЕО Жолдака в Михайловском, и "Татьяну" в МАМТе. После ЕО Чернякова я думал, что приблизиться к этому совершенству невозможно, оказывается - можно!
twins_en
May. 7th, 2017 09:06 pm (UTC)
Re: ещё-ещё ЕО, еще Жолдак
к этому ЕО не бегут/идут, едут-летают.
Да, мы вчера вышли и подумали, что надо бы именно запланировать-отследить.
"Татьяну" второй сезон будем переписывать на следующий)))
А про "Онегина" что скажете? Вы смотрели?
jeanix
May. 7th, 2017 09:10 pm (UTC)
Re: ЕО Жолдака
Я был им просто потрясён http://jeanix.livejournal.com/185789.html
twins_en
May. 7th, 2017 09:11 pm (UTC)
Re: мы были потрясены
тогда Вашим отзывом...



Edited at 2017-05-07 09:13 pm (UTC)
twins_en
May. 7th, 2017 08:36 pm (UTC)
Черняков
Уже почитала википедию, порадовалась, что его постановки идут в городах, планируемых к посещению. Буду подгадывать))
jeanix
May. 7th, 2017 08:53 pm (UTC)
Re: Черняков в Париже
На первый майский праздник и перед ним была как раз у него премьера в парижской опере. Вы не ездили?
Я напишу об этом спектакле, но попозже, вместе с откликом на премьеру "Снегурочки" Тителя в Большом
twins_en
May. 7th, 2017 08:55 pm (UTC)
Re: новости из "Парижу" и около...
А Вы летали на премьеру? О!!!

А про "Турандот" напишите?
jeanix
May. 7th, 2017 08:58 pm (UTC)
Re: "Турандот"
Как ни парадоксально, а Римский-Корсаков - это любимый композитор Чернякова (а не Чайковский).

"Турандот" в Геликоне - спектакль о котором надо написать.
twins_en
May. 7th, 2017 09:03 pm (UTC)
Re: "Турандот"
я просто хотела скромно сообщить, что есть некоторые люди, которые ждут это "надо написать" :)
marusik02
May. 10th, 2017 07:52 am (UTC)
я последний раз слушала Онегина в Большом.
Тоже своеобразная постановка, все по сути за большим столом, Татьяна блондинка, Ольга брюнетка.
Но арии Ви роза и Я люблю Вас Ольга - незабываемы.
twins_en
May. 11th, 2017 12:20 pm (UTC)
Ну вот Вы слушали ту же постановку, о которой написан отзыв.
По нам - так очень "мощная" постановка, мы полностью совпали с ней.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel