?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне было одновременно любопытно и боязно идти на спектакль "Крещенные крестами" в театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. С одной стороны, было интересно посмотреть, как же поставят одну из самых искренних и пронзительных современных книг, которую мне довелось прочитать за последние несколько лет. С другой стороны, книга написана художником, и какие бы мрачные времена и страшные события не описывались, описаны они очень образно ("картинно"), вызывают свои личные яркие ассоциации, визуальный ряд, представление героев (не просто героев, а детей), формирует свое личное суждение. Конечно, так с любой книгой. Но почему-то именно с этой книгой не хотелось, чтобы личная иллюстрация расходилась с театральной интерпретацией. И все же любопытство оказалось сильнее, и я посмотрела этот спектакль.


Вместо занавеса кованные ворота с профилями Ленина и Сталина, увеличенными копиями тех профилей, которые герой лихо закручивал из проволоки, чтобы заработать себе в дороге пропитание.

Спектакль начинается как-то издалека. Я не успела заметить, когда вышли актеры. Просто вдруг зазвучала песня и я увидела, что за воротами уже сидят люди. Так и бывает с воспоминаниями – они вдруг проявляются. Так и тут вдруг проявилась картинка. Потом ворота раскрылись, началась история.

Спектакль очень литературный, авторский текст дополнен песнями из «беспризорного» фольклора и музыкой Шнитке, Шостаковича, Глиэра. Музыка подобрана очень тонко (а могло ли быть по-другому в театре музыки и поэзии?!!), и является очень точной иллюстрацией, созвучной настроению книги. «Зимняя дорога» Альфреда Шнитке как нельзя лучше передает темп и суету дороги тех лет. Дороги, которая стала жестокой школой жизни героя. «Беспризорные» песни дополняли картину скитаний, а польская колыбельная передавала ту тоску по матери, которую может испытывать ребенок, пусть и с сильным характером, но РЕБЕНОК… и буквально разрывала сердце.

Текст и «читается», и «играется», что в целом усиливает эффект «воспоминаний». Мысли главного героя «озвучиваются» и «играются» двумя разными актерами (Алексей Костричкин и Василий Миробюбов), от этого кажется, то ты слушаешь рассказ автора и представляешь события. Оба актера наделили героя искренними интонациями и сделали удивительно симпатичным, почти таким же, как я его себе и представляла по книге. И это несмотря на расхождение по возрасту – вот она сила искусства, сила театра. В кино бы это было бы просто невозможно, а в театре даже не успеваешь отвлекаться на такую ерунду, как расхождение по возрасту, нет никакого сопротивления, что одни и те же актеры играют разные роли – то детей, то стариков, то «плохих», то «хороших». Очень рада была увидеть в этом спектакле Екатерину Агееву, которая мне понравилась еще в «В.О.Л.К.», с радостью отметила, как возросло ее актерское мастерство, как органично почти мгновенно она меняется, меняет интонации, настроение, и даже кажется внешне меняется…

Для спектакля из книги взяты всего основные события из жизни героя. Текст дан пунктирно, по опорным событиям книги. В общем-то это ожидаемо, поскольку поставить такую разностороннюю книгу и уместить все истории, детали, размышления, настроения в 1,5 часа просто нереально. Со мной была знакомая, которая не читала книгу, и она эти пробелы ощутила, уточняла непонятое после спектакля, затем решила, что обязательно надо прочитать, что, пожалуй, просто замечательно, если после спектакля зрителям захочется прочитать или перечитать книгу.
Очень трогательно дана история с «Кентом Митькой». И, как и в книге, тронула до слез история с приготовлением мороженного и «Тетей Машей, коровья нога».

В целом спектакль получился жалостливым и обличительным. Отчасти такое настроение расходилось с моим восприятием книги, где герой вызывает в первую очередь восхищение, а только потом вспоминаешь, что все это приключилось с ребенком. То есть я во время спектакля подумала, что я - весьма жестокосердечный человек, если в первую очередь видела личность, сделавшую выбор в жестких условиях того времени, и лишь затем жалела этого ребенка.

Благодарна Театру музыки и поэзии Елены Камбуровой и сообществу moscultura за приглашение, а tushinetc за организацию.

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel