?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть спектакли, как друзья, с которыми ты редко видишься, порой скучаешь, порой даже не замечаешь, что живешь давно поврозь… А потом встречаешься, и мысль одна: «как же я жила-то без тебя?» И не можешь наговориться, насмотреться, потом расстаешься, и понимаешь, что не все обсудил, не все увидел…

Об этом я вчера думала, когда смотрела 100-ю "Чайку" Бутусова. И пусть у нас всего пятая, но я отчетливо помню свое первое впечатление об этом спектакле.

«…И было мукою для них, что людям музыкой казалось…»

«Чайку» я впервые смотрела, как мне тогда казалось, зрителем подготовленным, вкусившим «вирус бутусомании». Я смотрела все первое действие, и сама себе говорила: «забавно-мило, нравится, но…» А потом этот раненный крик ЮБ в конце первого действия: «ААА!!!»

И вот тут я поняла, что это не просто мило-забавно, это нечто большее. Для меня этот крик «зарифмовался» со строчками И.Аннеского: «…и было мукою для них, что людям музыкой казалось». Ведь по существу, мне, человеку далеко не творческому, просто дали такую возможность «раздвоиться» и одновременно прочувствовать и музыку, и муку. И в этот момент, я поняла, что этот спектакль дает огромный «карт-бланш доверия» своему зрителю, он позволяет войти в то сокровенное пространство, которое обычному зрителю не только не доступно, но и порой просто нежелательно. Вот тут я поняла, что чтобы не было в последующие 3,5 часа, я уже приняла этот спектакль, за такое оказанное доверие, я тоже доверяю режиссеру и К, я просто поверила, что «обидеть или оскорбить» меня не смогут.

Потом я несколько раз пересматривала… Забавно наблюдать за зрителями, впервые смотрящими этот спектакль, особенно теми, кто «не насмотрен», кто пришел смотреть классику – «Чайка» же! Чехов!

Однажды за мной сидела молодежь, из разговоров в антракте я поняла, что это неоднократные абитуриенты театральных ВУЗов, они обсуждали спектакль и кто-что-когда-где читал-показывал. Спектакль им нравился и не нравился, они не понимали, но стремились.

И эти зрители-абитуриенты очень помогли мне в восприятии «Чайки», чем-то они добавили мне в тот просмотр «красок».

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны!

Действительно, войти в пространство спектакля, настроиться на его стилистику, принять и начать понимать сложно. Об этом вспоминают многие театроведы даже, что для них был шок данная постановка. И я охотно понимаю зрителей, которые «фыркают» под нос и шепчут спутнику: «мне не нравится! Это что? Пойдем отсюда»

Вчера позади меня сидели такие дамы. Каждый их вздох побуждал меня обернуться и сказать: «не надо, не сердитесь! Вы уже пришли, потратили деньги и время. Ну, так расслабьтесь, возможно, вам предстоят неведомые открытия и великие потрясения, доверьтесь случаю, который привел Вас сюда». Но, безусловно, собственные откровения-потрясения и спектакль дороже. Дамы ушли в первом антракте…

А я вспомнила, как прошлым летом со мной рядом сидели две такие же дамы. Я их очень скоро мысленно назвала «колхозницы». (Боже! Как мне стыдно!) Ничего в них «колхозного» не было, вполне модные и стильные, ухоженные дамы, с невероятным количеством фирменных пакетов из различных магазинов столицы. Вероятно, две подружки решившие провести после шопинга культурный вечер вдвоем. И вот одна, та что сидела рядом со мной, решила свое раздражение на спектакль вымести на меня: часть своих пакетов ей хотелось устроить на моем кресле, не получив такой возможности, она начала шуршать пакетами, натурально попыталась стереть лак для ногтей, потом воспользовалась кремом для рук. Для меня это было вопиющее хамство, что и дало основание присвоить им обеим такое звучное имя. Думаю, ладно мне их терпеть до антракта, а далее не выдержат они такого культурного шока. Каково же было мое удивление, когда я увидела, как к началу второго действия они пробираются на свои места ко мне под бок. Так вот, на поклонах их озарило, что «мужчина, который выбегал танцевать – это режиссер!». И вот эти дамы, для меня уже красавицы, а не колхозницы, в полночь побежали в вестибюле искать капельдинера, чтобы купить программку. Мне хотелось их обнять сразу обеих вместе со всеми их покупками. К сожалению, я в тот вечер не купила программы, чтобы им подарить ее.

По существу – «нужны новые формы». Но под формами я подразумеваю формы нашего сознания, и основой этой формы, безусловно, должна стать терпимость. И я думаю, что в этой связи «Чайка» Бутусова самый важный терапевт и тренажер в воспитании терпимости и воспитания зрителя. Зрителю кроме терпения нужно еще чуть доверия, и тогда он себя сможет вознаградить не только новыми впечатлениями, потрясениями, но и полной «перезагрузкой» своего «театрального видения», расширение его театральных границ ему обеспечены. В противном случае можно так и «Касаться скрипки столько лет и не узнать при свете струны!»

Продолжение возможно...

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
jeanix
Jun. 17th, 2017 04:19 am (UTC)
«мужчина, который выбегал танцевать – это режиссер!»
Бутусов всё ещё танцует. Удивительно! Я думал, его уже давно заменил кто-нибудь из сатириконоской труппы или даже из вспомогательного состава.
twins_en
Jun. 17th, 2017 04:52 am (UTC)
Re: Почему удивительно?
Я думаю, спектакль будет существовать до тех пор, пока Константин не решит пристрелить "Чайку" не снимет худрук театра или пока ЮБ танцует. Замены не будет. Именно поэтому спектакль идет тогда, когда ЮБ может приехать. У lotta20 была ссылка на мастер-класс ЮБ, где он говорит о "Чайке", что эта целая философия для коллектива и для зрителей, то они сами посвящают спектаклю целый день...

А за танцы и участие в целом могу сказать, что на этой 100й Чайке я обратила внимание, в КАКОЙ же замечательной физической форме ЮБ, как легко он на бегу подтягивается и перемахивает через экран... в какой замечательной он актерской форме...
sen_semilia
Jun. 19th, 2017 01:47 pm (UTC)
я три раза смотрела и еще пошла бы!
что для меня не характерно.
думала, что уже больше спектаклей, вроде много лет играют.
там все необыкновенные!
и Бутусов нереальный!
и как же им тяжело по воде играть, травм сколько было
twins_en
Jun. 19th, 2017 02:00 pm (UTC)
мы вот 5. Но это какой-то наркотик... выходя из зала, думаешь, когда бы сходить в следующий раз. Но заканчивается поздно... в этот раз дома была в половине второго, в начале третьего легла спать, в 6-30 стала на работу, но в состоянии нервной приподнятости духа - точно наркотик))

А когда они носятся по воде, у меня каждый раз замирает сердце от переживания за них, за их сохранность...
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel