?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В начале спектакля режиссер сделал краткое вступление: «почему Дон Кихот? Мало кто хочет быть стариком, но будет каждый. И надо помнить об этом». Сказал, как отрезал. Меня охватил холодок неуютной мысли о старости, о смерти, о неотвратимости всего этого. И после этой горькой правды, начался спектакль…

В «предисловии» к истории появляются «копатели» в поисках останков Сервантеса, их лица скрыты масками, и вовсе не потому, что так принято при эксгумации. Этим простым ходом режиссер обезличил множество голосов и мнений, высказанных за более чем 400 лет – восторги, скепсис, удивление, скука, недоумение. Кто такой Дон Кихот? Ах, стоило ли? А не глупо ли? А что это вообще такое, это самое донкихоство? Ах, как я устыдилась, ибо были озвучены и мои мысли… Уходя копатели дернули за веревочки огромных конусов, что висят по задумке Сергия Бархина у потолка авансцены. И побежал тонкой струйкой песок, отсчитывая последние дни Алонсо Кехана, красивого последней красотой, немощного, но убежденного, что он способен, способен еще сделать что-то во имя прекрасной Дамы, чтобы оставить память о себе…

Ах, старые, что малые… Как часто мы повторяем эту фразу. Не успели перейти из категории «малых», как берем на себя эту смелость останавливать, вразумлять, одергивать, наставлять тех, кто давно опередил нас в летах... И откуда у нас берется смелость? Откуда мы знаем, что будет ТАМ, в той далекой категории именуемой старостью… Что будет тогда важно, нужно ли будет это пресловутое благоразумие или и нам захочется сделать последний рывок, предаться иллюзиям, что еще не поздно сделать самое главное, самое важное, самое отважное, самое прекрасное. И что есть наша забота? А милосердие есть что? Пресекать или потакать? Кто заботится больше, ключница, сжигая книги, оберегая от лишних мыслей, или Санчо Панса, веря, доверяясь, и спасая из тех передряг, в которые приводят безрассудства…

Как-то никогда я не думала, что на таком легком, веселом, местами даже чрезмерно веселом, спектакле я буду думать о многом, о старости, о будущем, о смысле всего, и буду вдруг и себя считать немного Дон Кихотом, и всех, и что буду сожалеть о тех наставлениях, которые пытаюсь давать своим все еще довольно молодым родителям, и усмехаться тем планам, которые строю и все это сквозь смех и слезы, переводя взгляд с актеров на струйки песка, которые текут так быстро...

Проходит жизнь, проходит жизнь,
Как ветерок по полю ржи.
Проходит явь, проходит сон,
Любовь проходит, проходит все.
Любовь придет — мелькнет мечта,
Как белый парус вдалеке,
И — пустота, и — пустота
В твоем зажатом кулаке...

И как же символично, что в антракте молоденькие красавицы из зала фотографируются на фоне этого убегающего времени. О, как я надеюсь, что они еще не чувствуют скорость потока, называемого временем!

А в целом мне спектакль очень понравился… Такой легкий вихрь мыслей с горьким осадком размышлений о быстротечности времени, о борьбе со страстями, с рутиной, о наполненности жизни или ее пустоте, в чем смысл или в чем его отсутствие, что останется после нас? Кто вспомнит о нас? Такие невеселые мысли под легкую музыку Владимира Дашкевича. Веселый хоровод персонажей в прекрасном исполнении актеров…
Как же красив Борис Романов! Как же он подходит на роль Дон Кихота. Как безрассуден его Дон Кихот в начале спектакля и как мудр Рыцарь печального образа в финале…

Как прекрасны все актеры трупы. Я не перестаю удивляться Дарье Белоусовой, она может быть необыкновенно женственной и красивой, она может быть страшна и груба, она может быть безлика, она может быть колоритна… Какой трогательный Росинант в ее исполнении. Ослик в исполнении Аллы Черных тоже весьма милый, забавный, смешной, но… но Росинант – очень глубокая роль. Долгие взгляды и вздохи, полная преданность и полное приятие… Смелая роль для актрисы. Тронула меня…

И я благодарна режиссеру, что так тщательно продуманы поклоны. Достойный финал, повод отпустить зрителя с надеждой, что здесь ничего не заканчивается, что где-то там… все встретятся удивительно красивые и счастливые, познавшие смысл своего существования, своего назначения…

И все-таки не без маленькой ложечки купоросного масла в бальзаме Дона Кехана… Местами веселые сцены мне показались затянутыми и передержанными, чуть забродившими, словно шутку мне повторяли и повторяли. Но это единственное замечание, которое, впрочем, не испортило моих впечатлений. А по тому, что зал после антракта не опустел, можно сделать вывод, что спектакль понравился не только мне…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
turandot5
Aug. 27th, 2017 06:58 pm (UTC)
Быть стариком, надо еще заслужить. Некоторым это не дано(.
twins_en
Aug. 27th, 2017 07:04 pm (UTC)
это такой сложный вопрос... кто-то старичок с детства, а кому-то в старости не надо впадать в детство - оно у него всю жизнь. И то, и другое может быть и сильным качеством, и слабостью, и вызывать восторг, и доводить до бешенства...
marusik02
Aug. 28th, 2017 08:02 am (UTC)
Мне сложно представить, как Дон Кихота можно поставить в театре
jeanix
Aug. 28th, 2017 04:25 pm (UTC)
Поставлено точно по роману: на сцене и ветреная мельница есть, и битва Дон Кихота с нею, и Ланселот, и Санчо Панса с осликом.
marusik02
Aug. 31st, 2017 07:30 am (UTC)
мама рассказывала, что давно видела интересную постановку в форме мюзикла этого произведения в театре Маяковского "Человек из Ламанчи" с Евгением Леоновым в роли Санчо Пансы, ей очень понравилось.
jeanix
Aug. 31st, 2017 07:38 am (UTC)
"Человек из Ламанчи"
Я тоже смотрел этот спектакль, но уже без Леонова, ушедшего к тому моменту в Ленком, с Павловым.
Состав у меня был такой.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сервантес и Дон Кихот — А.С.Лазарев
Слуга и Санчо Панса — В.П.Павлов
Альдонса — Т.В.Доронина
Вожак и Хозяин — Б.Л.Левинсон
Герцог и Карраско — А.В.Ромашин

Спектакль тот был безусловно на порядок круче и донкихотней нынешнего эрмитажного, да и совсем на другую тему, ведь тот Дон Кихот был моолодым.
twins_en
Aug. 31st, 2017 07:50 am (UTC)
Re: "Человек из Ламанчи"
А Вы с Зельдиным смотрели "Человека из Ламанчи"? я что-то так и не рискнула. Уважения ради посмотрела "Дядюшкин сон", распереживалась и на Дон Кихота не пошла(
jeanix
Aug. 31st, 2017 08:04 am (UTC)
Re: "Человек из Ламанчи" с Зельдиным
Аналогично. "Дядюшкин сон" видел, и, на мой взгляд, это было очень хорошо. До "Человека из Ламанчи" не дошёл.
twins_en
Aug. 31st, 2017 08:06 am (UTC)
Re: "Дядюшкин сон" - это было хорошо...
Зельдин был безупречен! но... сам спектакль был какой-то замшелый... крикливый, аляповатый... меня поразило, насколько плохо играла Тенякова, безвкусно, не знала куда деть руки...
marusik02
Sep. 4th, 2017 07:40 am (UTC)
а что плох был Зельдин в Дон Кихоте?)
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:36 pm (UTC)
В театре им.Образцова поставили в прошлом сезоне кукольный спектакль. Все собираюсь дойти, посмотреть. Теперь уж, когда поменяла взгляд на произведение, точно пойду. Тем более там интересный музыкальный ряд - де Фальи, Родриго...
irinadob550
Aug. 28th, 2017 08:33 am (UTC)
Глубоко и интересно. Спасибо!
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:18 pm (UTC)
До меня только вот на этом спектакле дошел смысл произведения. До этого воспринимала "в лоб" и считала местами оооочень скучным...
jeanix
Aug. 28th, 2017 04:34 pm (UTC)
По актёрским работам: неужели Вам понравились Антония и сюсюкающая Левитина (трудно представить, что когда-то она работала в Мастерской Фоменко)? Актёры (на ролях второго плана) - это проблема нынешнего Эрмитажа, слишком они не по существу шумные.

Предполагаю, что придумка с песочными часами - не Бархина, а Левитина.

С самим Дон Кихотом есть одна непонятная фишка: вдруг у него пропадет его артрозная хромота, первую половину второго акта он не хромает, а потом опять. Что это было?

На моём спектакле, в будний день, в антракте ушла заметная часть зрителей, сидевших в первых двух рядах правой стороны партера, эти места почти опустели.
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:08 pm (UTC)
По актерским работам
Антония - для меня нейтральна. Она меня ни раздражала, ни восхищала. Просто персонаж... персонаж, оттеняющий ключницу, Дон Кихота и Бакалавра. Иногда она красиво стояла смотрелась...

Альдонса, да, была сюсюкающая. Но я ее приняла, ибо... иногда выбор мужчин бывает странным, и никто не может понять, что его так торкнуло, какой такой амурчик какими отравленными стрелами пронзил. А в случае Дон Кихота это более чем оправдано - не должна быть она прекрасна, она такая же иллюзия, как и великаны...

Актеры, которые излишне шумные - это к ложке купоросного масла. Но тут, я думаю, что дело в режиссере, ему это по какой-то причине надо. Но осознанно чуть затуманив свои мозги и объективность бокальчиком вина, я смогла это принять, у меня это прошло в рамках допустимого. Но что меня поразило, что как бы они не шумели, не носились, песочные холмики оставались не тронутыми!

Edited at 2017-08-28 07:10 pm (UTC)
jeanix
Aug. 28th, 2017 07:39 pm (UTC)
Re: хромота Дон Кихота
А что с отключавшейся хромотой Дон Кихота? Версия есть?
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:42 pm (UTC)
Re: хромота Дон Кихота (версия)
мммм.... может быть просветление перед агонией, когда кажется, что вот сейчас все еще наладится, но... это был обман...
jeanix
Aug. 28th, 2017 08:12 pm (UTC)
Re: хромота Дон Кихота (версия не принимается :-)
Перед смертью, во второй половине второго действия он опять хромать стал. Хромота у него артрозная, хроническая, старческая, у него даже ортопедическая повязка на ноге была.
twins_en
Aug. 29th, 2017 06:31 am (UTC)
Re: хромота Дон Кихота (версия не принимается :-)
А Ваша версия какова?

У меня еще у самой вопрос возник к костюму в сцене возвращения Дон Кихота домой. У него на куртке-латах на локтях огромные дыры. А в начале спектакля эти дыры были? я просто на них не обратила внимание или эти дыры появляются в конце. Почему-то на локти в дырах я обратила внимание только в конце спектакля.
jeanix
Aug. 29th, 2017 07:12 am (UTC)
Re: дырки и хромота
Дырки могли появиться как результат путешествия Дон Кихота, после сражения с мельницами и каторжниками.
Хромота могла отсутствовать во сне, но та часть спектакля сновидческой не была.
И тот и другой "казус" - следствие приблизительной режиссуры. Это - тоже беда постаревшего Левитина, приблизительность, неточность проскальзывают и в других последних его спектаклях .

Edited at 2017-08-29 07:14 am (UTC)
twins_en
Aug. 29th, 2017 07:16 am (UTC)
Re: дырки и хромота
Вот мне тоже кажется, что в начале дырок на локтях не было...

По поводу хромоты и ее отсутствия. Он ведь не хромает в доме Герцога? Возможно, в этот момент особенно сильны иллюзии - воспринимает всерьез восхищение герцога и герцогини, приглашенных прекрасных дам. И Дон Кихот видит себя их глазами, и нам показывают его восприятие - красивого, без хромоты, артроза, настоящий рыцарь, которым все восхищаются...

Edited at 2017-08-29 07:43 am (UTC)
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:11 pm (UTC)
Песочные часы Бархина/Левитина
Кто бы не придумал, но задумка глубока. Конечно, конусы - прямой посыл, что часы не перевернуть, второй попытки не будет. Прямо, в лоб, но в цель пронзает...
twins_en
Aug. 28th, 2017 07:17 pm (UTC)
восприятие залом и зрителем отдельно...
увы, театр - такое живое искусство... склонное к соборности, когда совпали зрители и спектакль прошел у всех в унисон и появились хорошие отзывы, а в другой раз не совпали и распался зал на уходы в антракте и нестройные дежурные хлопки в финале.

Мне повезло, у меня зал остался практически в полном составе, было очень много молодежи... хлопали долго и дружно...
sen_semilia
Aug. 29th, 2017 10:58 am (UTC)
надо посмотреть
twins_en
Aug. 30th, 2017 12:32 pm (UTC)
посмотрите!
Вы же на Арбате часто бываете!
1/2 twins тоже еще не посмотрела, планирую не откладывая в сентябре посмотреть!
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel