?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Страсти по Матфею» Баха для меня, как, впрочем, для многих, является самой совершенной музыкой во всем мировом наследии. И, конечно, при появлении в афише балета Джона Ноймайера на ЭТУ музыку вызвало смятение в моей душе – надо было принять решение, идти или не идти. Любопытство боролось со страхом разочарования. Первое победило…

Я намерено не стала читать программку до полного просмотра, мне хотелось сначала самой разобраться, что я вижу, слышу, чувствую. Впрочем, пока так и не прочла – буду сравнивать вечером со своим отзывом и отзывами уважаемых много театралов…

В антракте я не смогла бы сказать, нравится ли мне. Не сожалею ли я, что решилась посмотреть. Первое, что меня отвлекало и вызывало досаду – естественный в балете топот, который то перекрывал музыку, то мне казалось, что на сцене топают в унисон с моим сердцебиением. И даже в эти моменты я не могла понять, нравится мне это или раздражает. Было в этом что-то когнитивно-эвристическое – так, наверное, особо впечатлительные впадают в транс, участвуя в ритуальных танцах, или запасаются коллективным энтузиазмом, пройдя единым маршем на демонстрации или параде.

Второе, что я поняла за первое действие, что моих знаний Евангелия и «Страстей по Матфею» достаточно, чтобы понять, что происходит, не заглядывая в текст либретто. Иногда мне казалось, что танец настолько иллюстративен и буквален, что у меня вертелись на языке определения типа «танцеперевода» или «танцевального подстрочника». Пожалуй, буквальная интерпретация мне как раз не нравилась, но вот некоторые сцены оказались тонкими и необыкновенно трогательными. Например, сцена Тайной вечере, где автор не стал изображать преломления хлеба, а именно показал жертву телом. С таким смятением в душе я и ушла на антракт.

А вот во втором отделении начался мой переворот и осознание, что же я вижу и зачем же я пришла. Прямо начиная с выхода хора, затем балета – тихие, но четкие шаги артистов балета отдавали где-то в районе моего виска. Тут, пожалуй, и пришло осознание, что исполнение музыки не только для хора, солистов и оркестра, но и для топота артистов, появилась дополнительная составляющая - сопричастность, эмоционально-психологическое воздействие, почти буквально "достучаться" до ума и сердца...

Было несколько сцен, которые растрогали меня до слез (в буквальном смысле слова). Самобичевание ап.Петра очень сильно поставлено, и именно эта сцена вызвала мои слезы на грани истерики... Всеобъемлющая любовь Господа показана очень трогательно и убедительно... И наконец финал меня убедил настолько, что я могу однозначно сказать, что в итоге мне понравилось. Более того, эти мои сомнения по поводу балета буквально отражают вообще людские сомнения на Эту тему, ЭТУ историю – принять/не принять, верую/не верую (в данном случае верю/не верю(с). Так вот Верю! Верую!

Конечно, чувствуется, что поставил человек верующий, и что шел он к этой работе долгим тернистым путем размышлений, исканий... чтобы дерзнуть... и выразить свое верование, свои знания… И хочется сказать ему, брату по вере, огромное спасибо, за дерзновение и глубину…
Отдельно надо сказать, что особую роль вчера сыграл зал. Думаю, единственно возможный в Москве, который таким естественным образом превратился в белокаменный Иерусалим… И амфитеатр, и белые стены и ограждения, и возможность переходить от сцены до второго амфитеатра – все служило концепции постановке, все дополняло ее и делало концептуальной, живой, а зрителей сопричастными…

И в заключении, как бы мне и не хотелось, но все же не могу умолчать о задержке и продолжительности. Казалось бы, ну что такое 15 минут в начале и несколько минут после получасового антракта, но в результате спектакль закончился в 23.10. Некоторые уходили, не дождавшись финала, а ведь он был самым сильным, необходимым к просмотру… Получается, как всегда, "много приглашенных, но мало избранных" (с)

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
lev_semerkin
Oct. 26th, 2017 12:29 pm (UTC)
Re: о задержке и продолжительности
задержка не такая уж большая
я специально смотрел на их сайте, в Гамбурге начинается в 18-00, заканчивается в 22-00
4 часа, задержка на 10 минут для московского театра это нормально, вовремя никогда не начинают

уходить начали задолго до 11-ти (не считая тех, кто "отметился" и ушел в антракте)

но лучше бы на 18-00 назначили
twins_en
Oct. 26th, 2017 12:37 pm (UTC)
Re: о задержке и продолжительности
А я лох не додумалась посмотреть у них на сайте. Щла с уверенностью, что будет чуть больше двух часов.

я не спорю, что по Московским меркам задержка совсем не большая, просто она оказалась значимой. Например, мы ушли, не до конца дохлопав, конечно, впечатлений это не отменило, но осадочек остался...

Начало в 18 - было бы идеальным для Москвы, но тогда бы пришлось и в выходной "давать"...
twins_en
Oct. 26th, 2017 12:40 pm (UTC)
Re: публика отметилась
Кстати, мне вот не показалось, что была публика, которая пришла из пафосного желания отметиться на редком событии. Мне казалось, что уходящие делились в основном на две группы - те, кто понимал, что второе действие закончится настолько поздно, что им лучше уйти сейчас, ибо все равно не досмотреть; и те, кто не принял, например, наш "сосед слева" так и сказал своей жене, что музыка, как всегда великолепна, но балет тут лишнее, пошли уже отсюда...
lev_semerkin
Oct. 26th, 2017 12:39 pm (UTC)
Re: естественный в балете топот
у меня поначалу это тоже вызывало раздражение
но потом я догадался, что топот был специально поставлен, просто не всегда хорошо исполнен :)

во многих эпизодах мужчины прыгали совершенно бесшумно (могут когда захотят)
а в остальных специально грохотали,
во второй части это стало очень эффектно на музыку накладываться (помост сколачивают, гвозди прибивают), а в первой было немузыкально

оказывается, топать тоже уметь надо
twins_en
Oct. 26th, 2017 12:45 pm (UTC)
Re: естественный в балете топот
Меня полностью топот "пробрал" именно вот на выходе балета после антракта. Коллега, которая пошла по моей "наводке", прочла в программке, что топот специально поставлен. Вечером почитаю, как сам Ноймайер обосновывает. Но, думаю, что Вы мне уже все подтвердили))

Кстати, я, кажется, так Вас и не поблагодарила, что в свое время именно Вы меня "направили" на этот балет... Спасибо!
turandot5
Oct. 26th, 2017 12:41 pm (UTC)
Да, лучшей музыки нет- это факт.
Тоже всегда возмущаюсь задержкам и тоже ухожу раньше((
twins_en
Oct. 26th, 2017 12:48 pm (UTC)
я далеко не всегда раздражаюсь, просто в таких длинных постановках любая маломальская задержка бывает критичной. люди начинают уходить, кто-то кому-то мешать... страдает постановка...

Я сейчас почти никогда не ухожу - науходилась в детстве и юности, когда добраться до дома было критично, если вовремя не успел на электричку или маршрутку, сейчас проще такси взять, но на следующий день весь такой изможденный искусством - вчера были дома в первом часу ночи, спать уже легла после часу, а в 6.20 надо было вставать уже...
turandot5
Oct. 26th, 2017 12:56 pm (UTC)
ну, я дитя электричек до сих пор), хотя можно и на машине, но надо будет + 2 часа искать парковку.
twins_en
Oct. 26th, 2017 12:58 pm (UTC)
Увы, сколько возможностей, столько и ограничений. Поэтому всегда и обидны задержки. Особенно Башмет этим грешит. Концерты у него бывают замечательными, с эксклюзивной музыкой и исполнителями, но задержать начало может и на 40, и на 50 минут... 20 - почти уже его стандарт(
marusik02
Nov. 7th, 2017 08:54 am (UTC)
серьезная музыка)
twins_en
Nov. 7th, 2017 09:03 am (UTC)
для меня самое совершенное произведение во всей мировой музыкальной культуре... То произведение, которое возьму на необитаемый остров...

Но сам балет Ноймайер представил очень деликатно... чувствуется, что для него это очень "личная" тема...
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel