?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда в преданонсе я писала, что не понимаю, почему я так долго не могла дойти в МАМТ на оперу "Хованщина", я, конечно же, немного лукавила. Прекрасно я знала, что меня останавливало – несмотря на интерес к постановке буквально с первого взгляда, я не могла не учитывать свои сложные взаимоотношения с русской оперной музыкой. Именно поэтому всегда находилось что-то к просмотру с более высоким приоритетом. И вот все случилось и... Русская опера, спасибо Модесту Мусоргскому и Александру Титтелю, у меня реабилитирована!!!


Использована фотография с сайта театра

Вообще я подумала, что такое сложное отношение к русской оперной музыке у меня сложилось из-за того, что эта музыка сильно растиражирована филармоническими и консерваторскими концертами - ну любят дирижеры разных оркестров включать "Утро над Москвой-рекой" или "Половецкие пляски" на "разогрев" в начале концерта, и иногда исполняют с таким чувством, что складывается мнение, что это и есть вся наша музыка – ударно-бравурная, красивая, но не слишком сложная... А потом вот идешь слушать "Хованщину" и обнаруживаешь такой пласт для дальнейшего изучения... И понимаешь, что былого скепсиса нет, да и был он скорее по незнанию… Хотя если принять во внимание, что опера исполняется фактически в оркестровке Шостаковича, то естественно, что музыка так тронула меня своим драматизмом, ибо мелодия не все...

Я слушала музыку, вслушивалась в текст и думала о том, что, пожалуй, по исполнению этой оперы можно определять уровень театра – столько грандиозного в этой музыке и для хора, и для оркестра, и для солистов, что соткать идеально это многослойное музыкальное полотно по силам только очень хорошему коллективу. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко это удалось! И Золотая Маска 2016 года неслучайна…

С первого взгляда потрясает сценографическое решение спектакля Владимира Арефьева – огромный дом-изба, дом-мир, в котором находится место всем, но нет мира и согласия почему-то в нем. «Дом» сконструирован таким образом, что накрывает всю сцену и визуально кажется, что накрывает и зал. И тут я с благодарностью подумала, что это было огромной удачей, что я пришла по приглашению сообщества moskva_lublu, и дело тут не в финансах (все же билетно-ценовая политика театра более чем совпадает с моими финансовыми возможностями), просто сама бы я, зная о масштабных сценах, купила бы билет подальше, и, боюсь, не прочувствовала этого «единения избой». А тут мне с самого начала казалось, что я – часть того же мира, раздираемого противоречиями и разделяемого людьми на части, что мне тоже необходимо примкнуть.


Использована фотография с сайта театра

И словно подчеркивая разделение мира во всю ширину сцены установлен длинный стол. Мне даже стало неуютно от мысли, смогут ли артисты передвигаться вокруг стола, настолько казалось, что он занимает все пространство сцены. Собственно, кроме стола и лавок, на сцене еще огромный брус, который лежит на столе и из зала кажется основанием креста или позорного столба, или тараном. И самое удивительное, что каждая из возникших ассоциаций мне подходила по смыслу, каждая находила объяснение и по-своему устрашала. Потом этот брус будет поднят и будет служить всего лишь основанием крыши, а когда его спустят и установят на нем свечи, он будет уже мне напоминать церковный канун, во время больших поминальных служб…

Вообще, лаконичная аскетичность убранства сцены оказалась настолько инвариантной, что столы постоянно меняли свое назначение – то служили пиршеству, то разделяли людей на два лагеря без каких-либо шансов на объединение, то были помостом, то подчеркивали чье-то превосходство, пока наконец не превратились в эшафот… Мне, как человеку, категорически не приемлющему сидение-хождение-любое другое движение на столе/ по столу на этот раз это кощунство казалось обоснованным – идет попрание всех устоев, всего святого.


Использована фотография с сайта театра

В середине спектакля смысл декораций в моем сознании перевернулся еще раз. И этот огромный дом-изба вдруг мне показался уже просто большим кукольным домиком, где неразумные дети играют своим солдатиками и куклами в борьбу миров, устоев, верований, принципов, смыслов и целей. Мне казалось, что я положила голову на стол и смотрю, как кто-то мне расставляет фигуры на этом игрушечном поле боя. И не потому ли главные участники, главные бенефициары только упоминаются, но среди действующих лиц их нет. Не потому ли Мусоргский намерено пошел на объединение в одно либретто двух исторических событий, разнесенных во времени… что управляют всегда одни, а действуют и в конечном счете страдают другие…

По ходу спектакля думала я не только об истории, исторической правде и справедливости, и несправедливости. Думала я в большей степени о том, что в любое время среди людей нет смирения и терпимости к инакомыслию. Каждый отстаивает свою правду, свои цели, свое представления об истине – будь то любовь и мирное существование или слава, или вера, доверие или суеверие, преданность или предательство. И в этой борьбе раскол неизбежен, борьба неизбежна, борьба, в которой всегда будут жертвы… потери и утрата веры…

Драматизм музыки отлично поддерживается не только музыкальным исполнением актеров, но и их искусной драматической игрой. Когда-то я слушала (и смотрела) «Золушку» в Гранд-Опера и удивлялась, как актрисы исполнение сольных партий совмещали с выполнением акробатических этюдов – то на шпагат сядут, петь не прекращая, то сделают мостик, из него перевернутся, а закончив этот кувырок тут же начнут свою партию. Так вот в «Хованщине» актеры тоже не беспокоятся, что их дыхание может быть сбито пляской в присядку или бегом и борьбой. И что потрясает при этом не страдает ни драматическая, ни исполнительская составляющая роли. Была удивлена силой игры Нажмиддина Мавлянова (Князь Василий Голицын). Когда-то я видела его в комической опере и почему-то тогда решила, что он лирический герой. Однако в «Хованщине» он для меня открылся как большой драматический актер. Великолепны Ксения Дудникова (Марфа) и Денис Макаров (Досифей). Впрочем, если продолжать, то я перечислю всю программку…

Оставшись в полном восторге после просмотра, я поспешила разрекламировать оперу друзьям, знакомым, коллегам. Но каково же было мое удивление узнать, что до марта включительно спектакль не поставлен в репертуар театра. А жаль… лично я планировала повторить оперу и сходить на нее с мамой. Ну что ж буду следить за афишей на сайте театра, а также на страницах в соц.сетях.
Фейсбуке, В контакте и Инстаграмм.

Благодарю сообщество moskva_lublu и сам театр за такое своевременное приглашение!

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
turandot5
Dec. 4th, 2017 08:47 pm (UTC)
Еще раз убедилась, что надо идти весной.
twins_en
Dec. 4th, 2017 08:50 pm (UTC)
Идти надо обязательно!!! я тоже пойду по второму разу - с мамой)
Но есть у меня подозрения, что нескоро она будет в репертуаре.
turandot5
Dec. 4th, 2017 09:01 pm (UTC)
Онив вк опрос устраивали, сколько раз надо давать спектакль? Там декорации только 3 дня собирать.
twins_en
Dec. 4th, 2017 09:04 pm (UTC)
декорации 3 дня собирать...
я знаю - у меня есть коллега, у которого близкий родственник работает на установке декораций... Я у коллеги даже выясняла, настоящие или муляжные пироги были, настолько они были натуральные. а про кильку уже забыла спросить. еще раз неловко))

Как сама-то? самочувствие?
turandot5
Dec. 5th, 2017 05:37 am (UTC)
Re: декорации 3 дня собирать...
Оживаю)
sen_semilia
Dec. 5th, 2017 06:57 am (UTC)
масштабно!
надо посмотреть
я завтра на Пиковую даму иду туда
twins_en
Dec. 5th, 2017 07:29 am (UTC)
Масштабно - это то самое слово!
И по музыке, и по "картинке"... прямо очень зрелищная и качественная постановка, хотя, возможно, эти слова принижают истинный уровень постановки. нам очень понравилось!

жаль, что до марта включительно нет этой оперы в афише
sen_semilia
Dec. 14th, 2017 09:16 pm (UTC)
да и балеты редко
Карениной вообще до апреля нет...
а я заболела - билеты так и не взяла...
twins_en
Dec. 15th, 2017 07:36 am (UTC)
"Хованщина" будет в марте!
Вчера смотрела афишу и заметила, что добавили "Хованщину" в афишу марта. Правда, снова в ср-чт. Сложновато это по времени среди недели, тем более тем, кто живет в пригороде. Я хотела с мамой сходить, но, видимо, придется отложить на чуть позже...

Как жаль, что заболели(! выздоравливайте! мб еще успеете к 20му декабря!
sen_semilia
Dec. 15th, 2017 02:40 pm (UTC)
Re: "Хованщина" будет в марте!
вчера была не в состоянии, на 20 один билет за 500 оставался, думаю, если до сегодня будет - пойду, сейчас выкупила его :-)
так что, надеюсь, что получится.
составы разные, но я все равно никого не знаю из Стасика...
twins_en
Dec. 18th, 2017 10:44 am (UTC)
Re: "Хованщина" будет в марте!
как самочувствие?
На "Анну Каренину" собрались? а когда?
sen_semilia
Dec. 18th, 2017 02:37 pm (UTC)
разболелась...
руки ноги трясутся от слабости
билет на 20 - постараюсь пойти
twins_en
Dec. 18th, 2017 03:30 pm (UTC)
Татьяна, держитесь, выздоравливайте. Кагоцел? Должен помочь.
mama_zima2013
Dec. 5th, 2017 04:42 pm (UTC)
А вы учились музыке? Как вы пришли к такому глубокому пониманию музыки? У меня всегда был абсолютный слух, я и сейчас могу спеть большинство оперных мелодий (конечно, не всё), но я подчас не знаю, откуда это. "Хованщину" я видела, но, кажется, в Большом, мне тогда было лет 16. "Ивана Сусанина" слушала. В консерваторию на концерты ходила, нравилось. И сейчас слушаю периодически то классику, то оперетту, то оркестровые современные мелодии, то просто песни в исполнении любимых певцов. Я какая-то всеядная.
twins_en
Dec. 5th, 2017 08:45 pm (UTC)
Немного учились, мы закончили музыкальную студию по классу фортепиано, но давно не играем на нем. Помогают многолетние походы в консерваторию.
У Вас тоже большой "послужной" список)))
Сейчас хорошо - можно смотреть и по HD оперу.
mama_zima2013
Dec. 5th, 2017 10:48 pm (UTC)
Я дома занималась с очень хорошей учительницей, уже играла "Элизе", сонатины разные. Мне было уже лет двенадцать, а потом стало 15 и какие-то другие дела унесли меня в другую сторону от музыки. Пианино осталось у родителей, когда я вышла замуж, а сестра жила с ними.
jeanix
Dec. 10th, 2017 08:33 am (UTC)
русская оперная музыка
А для меня русская опера - это №1 в мире оперы, №2 - итальянская, далее - все остальные.
twins_en
Dec. 11th, 2017 08:10 am (UTC)
Re: русская оперная музыка
Если говорить об опере, то для меня все же Европейская ближе. А если о музыке в целом, то русская, но XX век (Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шнитке)...

Насчет "Хованщины" было все же очень-очень жаль, что треть зала была пустой. Перед спектаклем билеты продавали со скидкой... Думаю, такая ситуация сложилась из-за продолжительности спектакля - сложно решиться на спектакль в 3ч30минут среди недели. И уж точно не поведут школьников. Непонятно, почему иностранцев мало среди зрителей...
jeanix
Dec. 11th, 2017 01:54 pm (UTC)
Re: новые времена
Похоже, что для московских театров закончились жирные времена.
twins_en
Dec. 11th, 2017 02:13 pm (UTC)
Re: новые времена
Я все же надеюсь, что наступают не новые времена, а время просто обновляются...
Все же тот же Большой распродает свои билеты. Хотя цены там выше. и фактически без градации...

В МАМТе ценовая политика более разумная (имхо), репертуар не хуже, история театра также замечательная, здание в историческом центре и тп. То есть у театра есть все шансы перетягивать публику Большого, если по каким-то причинам нет возможность пойти в Большой.
Например, за последний месяц несколько совершенно разных моих знакомых спрашивали про билеты в Большой и при взгляде на цены билетов на балеты и/или невозможность попасть на Лебединое или Щелкунчик, начали искать альтернативу. Я их от чистого сердца посылала в МАМТ. При этом вспоминала свое детство-отрочество-юность. Только тогда в Большой никак было не достать билеты, и МАМТ был прекрасной альтернативой.
jeanix
Dec. 11th, 2017 02:22 pm (UTC)
Re: особый сегмент рынка
Большой существует в особом сегменте рынка - интуризм и туризм. В этом сегменте спрос всегда большой, и именно потому на историческую сцену билеты в разы (минимум в два раза) дороже. Это видно когда сидишь в партере исторической сцены перед спектаклем и все вокруг фотографируют и тут же размещают снимки в инстаграм с тегом - я в большом! Сущетсвенная часть туристической публики призходит не на спектакль а на здание посмотреть.
Я недавно покупал в подарок билеты на новую сцену на "Дон Паскуале" на Новую сцену середина 3 ряда партера - 1500р, это дешевле, чем театр Вишнёвый сад, в который ходят только волонтёры по приглашалкам.

Edited at 2017-12-11 02:23 pm (UTC)
twins_en
Dec. 11th, 2017 02:30 pm (UTC)
Re: особый сегмент рынка
Я согласна про особый сегмент. Но вот мне кажется, что МАМТ вполне может претендовать на этот же сегмент. Если не полностью на равноправие, то хотя бы на права второго в Москве музыкального театра. К тому же его репертуар вполне соответствует образовательно-просветительской миссии театра.
Вот я бы, например, в выходные перенесла бы у них спектакли на 18 часов. Одно время у них это практиковалось (сама лично однажды перед НГ опоздала на "Щелкунчик")...
Понимаю, что это сложно организовать, что первое время будет много опаздывающих и недовольных, но со временем привыкнут...

Что касается цен цен на Новую сцену Большого - то сама туда люблю дарить билеты. И каждый раз люди удивляются такому "ДОРОГОМУ" подарку, а потом удивляются, что дорогое внимание вполне бюджетно по ценам...

Про цены на ЛАТеатр и театр "Вишневый сад" не перестаю удивляться такой смелости. вспоминается афоризм, что "продаваться надо дорого и непринужденно")))
jeanix
Dec. 11th, 2017 02:55 pm (UTC)
Re: музыкальный театр №2
На эту позицию сейчас весьма успешно претендует Геликон-опера, я там бываю, на премьерах всегда полно випов и т.п. тусовочных персон, этому способствует новое красивое здание, обстановка, модные вбросы в репертуар, в МАМТе с этим всё скромней.
twins_en
Dec. 11th, 2017 02:59 pm (UTC)
Re: краснею-признаюсь...
а я там еще ни разу не была(((
breta
Dec. 12th, 2017 07:43 am (UTC)
завидую тем, кто может смотреть оперу и наслаждаться ей. Серьезно.
Все время думаю, что со мной не так, что оперу "не перевариваю" :))))
twins_en
Dec. 12th, 2017 08:16 am (UTC)
я не могла смотреть оперу, когда Татьяны и Джульетты были огромных размеров и статичны... когда оперу стали ставить, для меня опера стала таким же драматическим спектаклем, только все поют))

Но в целом согласна, опера - наиболее условное из театральных искусств. Не всегда удается принять. Но сейчас столько блестящих постановок, где фантазия режиссера подогревает зрительский интерес))

А вот что я так и не научилась воспринимать, так оперу в концертном исполнении - и не опера, и не концерт...
dmitryulyanov
Dec. 21st, 2017 10:08 pm (UTC)
Весьма интересное и грамотное мнение, очень приятно)
twins_en
Dec. 22nd, 2017 10:34 am (UTC)
Спасибо за такую лестную оценку... приятно!

ну и за Ваше творчество и профессионализм отдельное спасибо...

у Вас очень интересный журнал. Буду читать!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel