?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Увертюрой к спектаклю служит одновременно и неожиданный, и само собой подразумевающийся стук колес. При этом длительность этого звукоряда выдержана идеально - ее уже достаточно, чтобы услышать, как бьется собственное сердце и пытается совпасть с ритмом стука колес, но он еще не успевает навеять сон, такой естественный и рефлекторно-ожидаемый для людей 20го века...

Под стук колес и открывается занавес. И мы видим статичную картину – на сцене все участники. Кажется, что смотришь фотографию конца 19го века или начала 20го. Эффект фотографии визуально поддерживает "рамка" сцены, строгая, но многослойная, получается, что фотография утоплена вглубь сцены. Это, безусловно фотография, сделанная до всех событий, описанных в романе, когда все счастливы, нет обид, нет вины, нет общей боли...

Этим большим семейным фото и заканчивается увертюра. Далее "все семьи счастливы одинаково", а вот нам индивидуальное несчастье Стивы и Долли Облонских. Впрочем, Стива вполне доволен, еще бы вон как хохочут горничные... Причем хохочут по-настоящему. Неожиданный ход в балете. И это точка пересечения с драматическим театром. Вообще в этом спектакле много точек пересечения – классический балет скомбинирован и с вокальным искусством, и contemporary dance, и "эквилибристика" на велосипеде, и мультимедиа (куда же сейчас без него)… На мой взгляд, очень удачно и тонко это переплетено.

После краткой прелюдии о том, как "все смешалось в доме Облонских" четко по тексту появляется Анна... Снова актеры замирают в ожидании поезда. Затем на экране показывается приближение поезда. Поезд останавливается, картинка оживает cначала неровно, затем балетным шагом. И есть в этом что-то такое трогательное, словно фильм братьев Люмьер показывают, и часть картинки на экране, а часть за ним, на сцене. Очень красиво и трогательно поставлено.


Использована фотография с сайта театра

В музыкальную основу спектакля легли произведения горячо мною любимого Рахманинова, тепло принимаемого Лютославского и двух грузинских композиторов, с творчеством которых до этого я не была знакома. Думаю, я не ошиблась, что музыка Рахманинова "была главной". Более того, мне показалось, что именно выбор музыки и определил концепт спектакля.

Во-первых, выбор музыки Рахманинова переносит действие чуть-чуть (лет на 20-30) ближе к нам. Выбранная музыка задает уже немного другие, отличные от моего личного временного представления истории, ритмы, темпы, а как следствие и мироощущения, мироустройство и социальные взаимоотношения.

Во-вторых, выбор музыки, где в качестве соло звучит фортепиано, очень хорошо поддерживает идею противопоставления. Ведь согласимся, что фортепиано всегда выступает антагонистом оркестру. И во всех фортепианных концертах идет спор, противоборство тем оркестра и фортепиано. Ни один из струнных концертов не поддерживает этой идеи. Никогда в струнных концертах я не чувствую той остроты спора, как в фортепианных. Оно и понятно, любой струнный инструмент из той же стаи, с теми же «устоями», что весь оркестр. Одним словом, выбор фрагментов из 2го Концерта Рахманинова было очень интересным и обоснованным ходом. Я это восприняла (и, уверена, я в этом не ошиблась) как противостояние Анны обществу, его официозу. Фортепианные же темы у Рахманинова проникновенные, пронзительные. И наложив на эти мелодии рисунок танца, Кристиан Шпук сделал Анну необыкновенно обаятельной, трогательной и… мне симпатичной.

Парадокс, но, когда из "Анны Карениной" убирают слова автора, мне и произведение, и его героиня нравятся гораздо больше, чем у Толстого или в кино- и театральных постановках (впрочем, это тема для отдельного разговора). Вот и в этот раз героиня мне симпатична, мне жаль ее.

Впрочем, Каренин и Вронский мне нравятся по-прежнему больше. Тем более в исполнении таких замечательных актеров.
Интересный ход был с использованием романсов Рахманинова в темах Левина. Они подчеркивают также определенную его индивидуальность, отстраненность от общества. Но тут антагонизм другого рода. Он над обществом, а не против него…
Очень мне понравились элементы contemporary dance. Особенно возвращение Анны и ее встреча с мужем на перроне. Когда танец идет фактически на «музыку» вокзала. Это как предсказание финала этой еще в тот момент не полностью начатой драмы.

Также мне понравился и «сенокос» на музыку Лютославского, где скрипки «визжат, свистят», почти вызывают идиосинкразию. И в сочетании с поставленным светом (резко ярким в этот момент) мне казалось, что я буквально ощущаю зной и тяготы того дня.

Что не очень понравилось, это «эротические» сцены. Как-то слишком прямо и непосредственно поставлен рисунок. И в то же время без порыва любви. Ну вот секс, все люди взрослые, все поняли… Но… а как же чувственность? Ее как будто и забыли передать… Но это на мой взгляд. Возможно, кому-то хореографический рисунок тут понравился…

Возможно, некоторые критики и правы, говоря, что с точки зрения хореографии ничего нового в спектакле нет. Но для меня классика такого качества и в таком исполнении всегда беспроигрышна и всегда интересна. А сочетание классического балета с элементами contemporary dance и даже драматического театра, на мой взгляд настолько удачны, что не хочется вспоминать ни о канонах, ни разделять какие-либо виды искусства и рассуждать, что тут можно, а что нет. Искусство в чистом виде... Без условных разделений. Просто смотришь, сопереживаешь и переживаешь всю историю вновь. В этот раз со мной случился конфуз – я не успела купить программку. Поэтому либретто не читала, но как оказалось позже, поняла все безошибочно. Возможно, потому, что Анна в нашем составе была брюнеткой и не вызывала удивления…

Замечательно поставлен свет. С приближением финала сцена становилась все темнее. Снова заиграла многослойная «рамка сцены», свет углублял глубину. Показывая нам дно, бездну… в которую неминуемо идет Анна. И из которой на нее несется поезд. Очень эффектно показан финал. Когда на нас их тьмы несется поезд, вспышка, темнота, стоп-кадр растерянных людей, все. И в первый момент не хочется даже хлопать. Хочется пережить этот момент…


Использована фотография с сайта театра

Мне приятно осознавать, что такой "русский" (по моим ощущениям) спектакль поставлен группой иностранных художников и режиссера. Я воспринимаю, это как искренний интерес к нашей культуре, симпатию к характеру, попытку понять и объяснить наши национальные особенности, ибо какое бы я не испытывала бы отторжение к Толстому и его произведениям, не признать того, что в них он раскрывает черты национального характера, справедливые до сих пор, я не могу. Я благодарна за такой взгляд со стороны и вдумчивую проработку «материала». Все же и выбор музыки (вопреки самому очевидному выбору Чайковского), и минимализм оформления сцены, и наоборот пышность костюмов – все это говорит об очень тонком прочтении не только произведения, но и культуры в целом. И я искренне благодарна создателям спектакля (в первую очередь его создателю и идейному вдохновителю Кристиану Шпуку) и театру им.Станиславского и Немировича-Данченко, что в московской афише есть такой замечательный спектакль-шедевр!

И, конечно, же огромное спасибо сообществу moskva_lublu за приглашение.

Подробнее о спектаклях театра можно узнать на сайте театра
и в сообществах (Фейсбуке, В контакте и Инстаграмм). Лично я уже на них подписалась…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
mama_zima2013
Dec. 21st, 2017 10:53 pm (UTC)
Какой профессиональный отзыв. А я все думала, "Анна Каренина" и балет. Как это. Видела несколько сцен. С Плисецкой. Найду и посмотрю. Вы - мой гид.
twins_en
Dec. 22nd, 2017 09:55 am (UTC)
спасибо на добром слове!

С Плисецкой я тоже хочу посмотреть. Правда, это совершенно разные балеты... по материалу. Плисецкая была в Анной в Балете Щедрина. А это балет, придуманный немецким хореографом Кристианом Шпуком. Он и либретто написал, и музыку продумал...
Скоро в Большом будет премьера балета Ноймайера "Анна Каренина", но тоже не на музыку Щедрина, а будет подобрана музыка Чайковского, Шнитке и еще одного композитора, забыла кого... я его не знаю...

А на музыку Щедрина вроде бы в Мариинском театре в СПб идет...
mama_zima2013
Dec. 22nd, 2017 09:54 pm (UTC)
Да - да, "Анна Каренина" Щедрина. А я мимо ушей пропустила, что здесь другая музыка. Другая постановка.
marawarren
Dec. 22nd, 2017 12:45 am (UTC)
Интересно было прочесть, а посмотреть было бы ещё интереснее))
twins_en
Dec. 22nd, 2017 09:49 am (UTC)
да, спектакль интересный... и такая музыка... такая музыка...
turandot5
Dec. 22nd, 2017 09:23 am (UTC)
надо же), смотрели одно и тоже, а видели разное.
В одном сошлись- Рахманинов к месту!
twins_en
Dec. 22nd, 2017 09:49 am (UTC)
да, я тоже сегодня в метро прочла твой отзыв и поняла, что много прямо противоположных точек зрения. Но это ведь нестрашно... это значит, что спектакль все же интересный!
хуже когда все единодушны с вердиктом "скучно!"
twins_en
Dec. 22nd, 2017 10:00 am (UTC)
Версия...
Возможно, многое зависит от состава. К сожалению, до начала спектакля не успела купить программку, а в антракте мне ее уже не хватило. Точно не знаю, кто у нас был занят. Могу только предполагать по материалам сайта...
tommydom
Dec. 22nd, 2017 11:54 am (UTC)
И то, что Анна вызвала сострадание, - это же самое главное в искусстве. Может, и к толстовскому тексту вернетесь и по-новому он вам увидится.
Конечно, сам Л.Т. пребывал бы в шоке
twins_en
Dec. 22nd, 2017 12:14 pm (UTC)
Может, и к толстовскому тексту...
Очень может быть. Вообще эта задача давит на меня последние лет пять. Думала, что возНЕлюбила Толстого в молодые годы, а сейчас пора почитать спокойно, по-взрослому. Несколько раз принималась и не могу...

Причем к героям я с годами начала мягче относиться, а вот к автору все строже и строже... прямо вот не могу читать этот назидательный тон... до слез меня он раздражает. А я себя раздраженную не люблю.
tommydom
Dec. 22nd, 2017 03:49 pm (UTC)
Re: Может, и к толстовскому тексту...
А я как открыла в юности книгу и увидела эту беспомощную Долли, себе сказала, что никогда не буду такой зависимой и жалкой. А Анну жаль бесконечно, хотя она раздражает до невыносимости
twins_en
Dec. 25th, 2017 09:23 pm (UTC)
Re: Может, и к толстовскому тексту...
Меня тоже ужаснула Долли...
Анну я сейчас могу больше понять, чем тогда...
mama_zima2013
Dec. 23rd, 2017 06:44 am (UTC)
Посылаю вам два балета Эйфмана в Мариинке. Непривычно.





twins_en
Dec. 25th, 2017 09:21 pm (UTC)
Спасибо, Ирина
Обязательно посмотрим! Давно хотели...
Еще надо бы с М.М. Плисецкой посмотреть, таким образом "отметим" юбилей Р. Щедрина. Пять лет назад ездили на его фортепианный марафон в Питер, в Мариинку. Еще была жива Плисецкая... Удивительная была поездка.
mama_zima2013
Dec. 27th, 2017 05:52 am (UTC)
Вы - большие молодцы.
marusik02
Dec. 25th, 2017 09:18 am (UTC)
все в таких черных тонах на сцене.
Необычная постановка.
twins_en
Dec. 25th, 2017 09:19 pm (UTC)
удивительно, но спектакль в целом смотрится очень светлым...
Мне приятно вспоминать сцену "свадьбы" Китти и Левина - они приехали на велосипеде и кружились по сцене...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel