?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До выставки имя Хаима Сутина вызывало сумбур в моей голове - тут помню, тут не помню, имя знакомо, но не погуглив точно не скажу, что из его картин видела, знаю. На выставке пришло осознание: "Да знаю я его! видела в Оранжери, не могла тогда понять, как его фамилию читать, то ли точно такое простое, то ли не так его читаю, еще никак не могла понять, почему не знаю". Но вернувшись тогда из Парижа, почему-то так и не стала узнавать ничего о художнике, знакомиться с ним ближе. И вот спустя столько лет момент настал.

Почерк Сутина ни на кого не похож. Мир на его картинах слегка размыт, так видишь предметы сквозь слезы, которые... навернулись на ярком солнце... И оттого, что линии персонажей и предметов размыты, очертания размыты, кажется, что заглянул в другой мир, или видишь все это во сне, где образы сформированы не полностью, едва различимы и угадываемы... Не эту ли странность его мира постарались подчеркнуть искусствоведы выставки, так замысловато организовав пространство - классические залы ГМИИ разделены перегородками изогнутой формы. Кажется, что форма изгиба повторяет линии на картинах. Но что совершенно замечательно было придумано - это "окна" в этих перегородках. Когда смотришь сквозь них на картины на противоположной стене, то кажется, что мир рекурсивен, ты смотришь в окно, которое открывает тебе другой мир, с иными образами и настроениями, с другим темпом, ритмом, воздухом... Смотришь, и тебе кажется, что все это что-то напоминает, но что? Что отразилось в сознании, воображении художника и зажило своей жизнью в другом измерении его картин?... Замечательно, что организаторы выставки дали "подсказки" - работы других художников, которые, возможно, похожи на первоисточники образов Сутина. Впрочем, наверняка, это только версия.

На выставке я мысленно спорила и соглашалась с папой, который часто говорил, что ТАК рисуют, когда не могут "по-нормальному". Под нормальным он считал классический портрет-натюрморт-пейзаж, чтобы как в жизни. О, да! если с точки зрения отражения реального мира, художники, подобные Сутину, действительно не могут рисовать "по-нормальному", ибо чувствуют и видят мир по-иному. А вот с точки зрения техники, то тут еще можно и поспорить: смешение красок, глубина цвета и света, "объем" - все говорит о колоссальной технике... И что меня всегда поражает в таких случаях, так это вопрос, откуда эти художники берут веру в себя, в свои силы, в право на этот порыв, так часто непонятный их окружению. Вспомнился Шагал, которого все пытались убедить "рисовать как все", а ему не хотелось "как все". А с Сутиным так и вообще практически героически-анекдотический случай - казалось бы, после того, как первый "гонорар" за портрет старого еврея был выдан тумаками и подзатыльниками, пацан должен бы был бросить это занятие? Но, к счастью, НЕТ!!!

И как же символично, что замысловатым путем сквозь ретроспективу картин Сутина выходишь к выставке "Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век". Из мира снов и видений выходишь к тому, что уже считаешь полностью своим миром...

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mama_zima2013
Jan. 12th, 2018 06:32 pm (UTC)
Я про Сутина узнала года два - три назад. Не могу сказать, что он мне очень - очень понравился, но я его отметила. Очень часто, читая ваши слова , я понимаю, что хочу сказать то же самое. Это было уже не один раз. Про "рисуют не как все" потому что не умеют. Я уже много - много раз видела ранние работы многих модернистов, абстракционистов. Они были выполнены абсолютно великолепно в классической манере, а потом художник начинает "рисовать не как все". Я не Бог весть какой художник, но чувства, которые испытывает он, желая что-то нарисовать, мне знакомы. Ты будешь рисовать так, как велит что-то внутри тебя.
twins_en
Jan. 13th, 2018 11:08 pm (UTC)
Сутин может и не быть любимым художником, но он удивляет, впечатляет...
Кстати, когда я смотрю Ваши работы, я понимаю, что неважны сюжеты, мастерство, техника и т.д., художника определяет что-то другое, особый взгляд на мир. Вот у Вас я вижу этот особый взгляд на мир...
И вот Сутин такой, Пиросмани, Шагал... Иногда смотришь на работы Шагал, и хочется сказать, да я так же нарисую, но понимаешь, что нарисовать не главное, а возможность увидеть и показать другой взгляд... Дано не каждому...
mama_zima2013
Jan. 13th, 2018 11:22 pm (UTC)
Спасибо. Я даже перечитала второй раз, неужели это про меня? Приятно . Да, кстати, мне прислали материал про большую выставку во Франции ( не в Париже) Марка Шагала. Это может быть 2006 год.

https://artchive.ru/news/2006~Shagal_ot_poezii_k_kartinam_krupnaja_vystavka_vo_Frantsii_pljus_stikhi_i_tsitaty_mastera
listef
Jan. 12th, 2018 11:28 pm (UTC)
Сутин стал всемирно известен в 30 лет благодаря американскому коллекционеру, который приехал в Европу, чтобы открыть новое имя в живописи и тем самым оставить свой след в истории.
а в первые годы пребывания в Париже подружился с Модильяни, который стал и другом, и опорой, и учителем в какой-то мере(период подражания Модильяни).
я была на лекции по истории коллекционирования работ Сутина, и в ГМИИ им. Пушкина на эту лекцию привезли картину из частной коллекции. на один вечер! вот такой выход в свет "Дамы с собачкой". фотографировать из частных собраний низзя, я издали сняла и в инсте разместила(он у меня закрытый). вот, похвасталась. кошмар! простите. :)
twins_en
Jan. 13th, 2018 11:04 pm (UTC)
Спасибо за рассказ))) Наверное, впечатления от просмотра картины, которую привезли на несколько часов, невероятно сильны! Мысль, что эту картину можно больше никогда-никогда не увидеть, меня повергает в трепет (уж простите за слащавую банальность).
А я подслушала экскурсовода на выставке, что Модильяни чуть ли не душем Сутина учил пользоваться.
А Вы слышали, что в Музее Фаберже в СПб сейчас выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса"?
Не знаю, что там привезли, но если по "качеству исполнения" эта выставка не уступает выставке Фриды Кало, то она должна быть весьма-весьма...

Edited at 2018-01-13 11:16 pm (UTC)
listef
Jan. 13th, 2018 11:48 pm (UTC)
я тогда поймала себя на мысли: вот на выставку картину не дал, только на один вечер доверил. почему, интересно...
про душ не знала... да, Модильяни почти ангелом-хранителем для Сутина был. а с другой стороны, сутинский талант его удивлял-восхищал и вдохновлял, наверное.
про выставку в Питере слышала. эх, нельзя объять необъятное. и так нам, москвичам, столько красоты перепадает... смотри(слушай) не хочу. ))
marawarren
Jan. 13th, 2018 08:41 am (UTC)
Знакомое имя, я слышала о Сутине, но с творчеством его не знакома))
twins_en
Jan. 13th, 2018 10:47 pm (UTC)
Сутин...
А мы его видели в Париже, но я не сразу вспомнила, когда готовилась к выставке. Прихожу на выставку, понимаю, что видела уже это, смотрю - "Оранжери".
Он удивительный! А лично я в тот день посмотрела 3 выставки, и плюс еще пробежалась по импрессионистам, и вот даже на этом фоне впечатления все равно зашкаливают...
marusik02
Jan. 16th, 2018 08:03 am (UTC)
сейчас все о нем говорят. Выставка тоже всё?)
twins_en
Jan. 16th, 2018 08:05 am (UTC)
Выставка продлится до 21 января. Сегодня-завтра до 20.00, а в чтв-пт до 21
marusik02
Jan. 16th, 2018 08:12 am (UTC)
спасибо!)
я совсем пропала что-то в плане выставок)
twins_en
Jan. 19th, 2018 08:06 pm (UTC)
У нас этот год в плане выставок тоже не урожайный... Пропустили "Капричос", и "Некто 1917"...
sen_semilia
Jan. 19th, 2018 07:57 pm (UTC)
когда вы успеваете!
twins_en
Jan. 19th, 2018 08:02 pm (UTC)
Что именно? На выставки ходить или посты писать?
nadya_petrova
Jan. 26th, 2018 09:07 am (UTC)
Я себя в общем-то всегда считала поклонницей классики, но от работ Сутина (и Модильяни тоже, кстати) трудно отойти. Чем-то эта "мазня" (как многие считают) тебя цепляет и не отпускает... А на выставке в музее Фаберже я для себя еще одно интересное имя открыла - Моисей Кислинг.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel