?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я сказала своей подруге, что была по приглашению moskva_lublu и МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко на премьере оперы «Енуфа», то моя подруга призналась, что тоже собиралась пойти, но прочитав либретто в википедии, передумала. Ну что ж, хорошо, что у моей подруги есть я… Ибо краткое описание оперы ни в коей мере не может передать, всей глубины ее содержания… Впрочем, признаюсь, я и сама колебалась, переживу ли столь душераздирающий бытовой сюжет. Но любопытство к творчеству композитора, которого знала только по имени, и доверие режиссерскому почерку Александра Тителя, пересилили. Как хорошо, что у меня есть я с присущим мне любопытством и доверчивостью...

И в содержании, и в музыке, и в либретто помимо текста, есть подтекст с глубоким смыслом, ради которого и стоит смотреть, слушать и вслушиваться. И спектакль поставлен четко в этой концепции: на переднем плане «текст» – простой, лаконично-незамысловатый, а вот весь смысл в подтексте. Да-да, в визуальной части тоже вся глубина в подтексте.

«Енуфа» поставлена без занавеса, и когда входишь в зал, то видишь белый куб сцены, поперек лежит огромное дерево, без корней, без ветвей. Дерево перегораживает всю сцену. Ты начинаешь думать, чтобы означал этот символ, придумываешь возможные варианты… Затем гаснет свет, а когда свет загорается, то на сцене уже такая сказочно-пряничная картинка из деревенской жизни – люди трудятся, девочка пасет козу, вдали медиа-водопад. Сцена мне почему-то напомнила фильмы-сказки чехословацкого производства из моего детства. И действие я поначалу воспринимала также поверхностно – несложный текст, который актерами четко пропевался, что не надо было подглядывать в титры, житейские переживания, да и музыка довольно мелодичная и легко воспринимаемая ухом.

Первый подтекст я заметила именно в музыке в тот момент, когда приходит радостный Штефа, идет народное веселье, и в музыке использованы моравские мотивы, а вот фоном звучит тема Енуфы, тревожная, глубокая, тема любящей женщины, готовящейся стать матерью. С этого момента я стала внимательнее следить и за текстом, и за подтекстом как в музыке, так и в либретто, так и в постановке. Процесс наблюдения оказался увлекательным и привел к поразительным открытиям и очень личным размышлениям.

Удивительно полотно музыки. Во всех фрагментах, когда кто-то из героев обращается к Богу, фоном звучит арфа, какой бы энергетической силы не было обращение к Богу, не смотря на трагичность момента, но арфа всегда звучала. И для меня это и был образ незримого Бога, к которому многие взывают, но не слышат, забывая о Его милости, забывая о собственной обязанности уповать на Него. И именно в такие моменты и встали вопросы… Что есть вера, насколько следуя ей человек боится суда Бога или ему страшно предстать перед людским осуждением?
Что такое грех? Страшен ли он или страшнее нежелание признать его?

Что такое прощение? Возможно ли оно... Ведь по сути мы прощаем тогда, когда можем понять или извинить, но как простить, если ни понять, ни извинить нельзя. И тем не менее Енуфа прощает. И этот сильный и, пожалуй, непривычный для оперных трагедий ход возвышает бытовую историю до практически библейского уровня.

Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

И вот в какой-то момент все образы, все символы, все визуальные подтексты сложились и стали очевидными. И коза, которая кажется символом безмятежности, но при этом почему-то вспоминаешь жертвенного агнца, признанного искупить грехи людей. И безупречной белизны стены сцены, на которых даже тень актеров не падает – белизна смотрится настолько безжизненно и неестественно, что порой кажется безобразной. Контраст с поруганной честью, но кто без греха, кто бы мог бросить камень?...

И дерево без корней и ветвей… Поначалу думаешь, что это прямой символ разрозненной семьи, но к началу каждого акта дерево распиливают, оно не выглядит уже столь мощно, почему-то вспоминается притча о бесплодной смоковнице, которую стоит бросить в огонь, и утратившее свою силу древо познания, с которого и началось грехопадение и изгнание человека из рая.

И когда Лаца с Януфой в финале уходят в глубь сцены туда, где водопад, то вдруг понимаешь, что это «крещение» в новую жизнь, что очищение прощением ведет к свету, который не смотря ни на что удается найти… и что истинная вера не в безупречности, которой нет, а в том, чтобы в каждый момент времени найти в себе силы встать и идти дальше…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
mama_zima2013
Mar. 5th, 2018 09:20 pm (UTC)
Очень интересно было читать про ваши возникающие мысли, зная сюжет. Теперь послушаю арфу при обращениях к богу. Я этого, конечно, не заметила.
twins_en
Mar. 6th, 2018 08:48 am (UTC)
Нам самим было очень интересно наблюдать такой эффект, что несмотря на сюжет, вроде бы куда уж линейнее , смысл был иной... И настроение после такой постановки было светлым...
А арфа - да, поразила нас у Яначека.
(но в эту неделю мы слушали арфу дважды, второй раз в сочетании с органом)
marawarren
Mar. 5th, 2018 09:56 pm (UTC)
Замечательный рассказ!Жаль, что нечасто удаётся услышать арфу!Люблю её звучание))
twins_en
Mar. 6th, 2018 08:40 am (UTC)
арфа...
Нам на прошедшей неделе удалось дважды услышать арфу, второй раз был концерт в сочетании с органом. И для меня этот союз арфы и органы был таким откровением.
Как-то привыкла арфу в "тени" других инструментов слышать, а дважды за неделю она такой выразительной показалось, такой значимой!
sen_semilia
Mar. 6th, 2018 09:54 am (UTC)
ни разу не видела эту постановку - заинтересовала...
twins_en
Mar. 6th, 2018 10:03 am (UTC)
Енуфа
Так со слов А.Тителя, эта чуть ли не 4-я постановка в России.
Сейчас еще идет в Мариинке в постановке В.Бархатова...
nstsja
Mar. 7th, 2018 06:52 pm (UTC)
Интересно))
marusik02
Mar. 12th, 2018 08:22 am (UTC)
чехословацкие сказки - это яркое воспоминание.
twins_en
Mar. 12th, 2018 08:25 am (UTC)
У советских девочек на этих сказках романтические нотки характера формировались)))
marusik02
Mar. 12th, 2018 09:31 am (UTC)
да, всякие златовласки и три орешка для золушки - четко запечатлелись)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel