?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если бы я захотела одной фразой рассказать, о чем этот спектакль, я бы сказала: "агония одного детства, одного затянувшегося детства"
Раневская-Филатова приезжает вся такая свежая, наивная, открытая, непосредственная, естественная. В общем такая, какой свойственно быть ребенку.
"Мама, ты помнишь, что это за комната?". Филатова смотрит ясно широко по детски раскрытыми глазами, встряхивает головой с кудряшками и звонко отчеканивает: "детская!". После чего она стремительно побежала, так обегают "свои" владения дети, когда их привозят после долгой зимы на дачу, радостно и оптимистично! У детей всегда все хорошо, впереди столько открытий. Потом она выходит и начинает блистать... Она довольна и естественна...

То запоет "я ехала домой", чисто и непосредственно... Так поют дети, им неведомы неловкость и сомнения... Им хорошо, они поют. «Казалось мне, что все с таким участьем, с такою ласкою глядели на меня»… Это так свойственно Раневской считать, что все сюда пришли полюбоваться на нее. «Вот сейчас выпью кофей»… В этой концепции так естественно смотрится, как она пьет кофе, а остальные наблюдают за ней и ждут указания на выход…

И также непосредственно Раневская не замечает Лопахина, она его просто не видит, как он не старается на себя обратить внимание. И когда он говорит про то, что вишневый сад будет продан… У Раневской такое изумленное лицо, будто она впервые это слышит, она серьезно не понимает ни того, что ей говорит Лопахин, ни всей серьезности происходящего. И снова Раневская, также как дети легко забываются и отмахиваются от неинтересных личностей и событий, легкомысленно отмахнулась и от всех идей Лопахина, и от него самого...

Впервые Раневская «встряхивается» от своего затянувшегося детства, когда к ней подходит сзади Петя Трофимов и тихо ее окликает... Нам повезло, оба раза мы сидели таким образом, что нам было видно лицо Филатовой-Раневской, когда та обернулась на его оклик. В глазах было столько ужаса, столько боли... Наверное, именно в этот момент ее детство и начало агонировать... Сложно сказать, испугалась ли она неожиданного оклика, узнала ли сразу Петю, нахлынули ли воспоминания ... Но тревога посетила ее… И далее, мы видим Раневскую в стремительном запоздалом и несколько наивном взрослении. Она отчитывает сначала Гаева - «зачем так много есть, так много пить, так много говорить», потом Лопахина – «Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного», потом «сватает» Варю, делает она это все очень важно и неумело, как делают подростки, которые вдруг себя почувствовали взрослыми.

Но она все еще «девочка», не желающая взрослеть, и над продажей вишневого сада она плачет искренне навзрыд, как плачут дети, потеряв окончательно любимую игрушку. В тот момент детям кажется, что жизнь с этой потерей утрачивает смысл, им недостаточно еще опыта смириться и признать тот факт, что жизнь будет продолжаться, но уже без любимой игрушки. И когда Аня успокаивает Раневкую: «мама мы насадим новый сад», то слова ее звучат без малейшего намека из учебников нашего школьного прошлого, там нет ничего, что говорится о «новой жизни». Аня просто успокаивает свою мать, как успокаивают ребенка, обещая ему все, что только он не пожелает.
В четвертом действии невозможно не заметить, насколько Раневская изменилась. Она наконец повзрослела? Уже нет шаловливых кучеряшек, взгляд потухший, она сосредоточена, единственным отголоском «ее детства» является ее нежелание замечать Лопахина, но теперь она это делает умышленно. И в этом все равно столько еще детства.
В сцене отъезда Раневская с Гаевым так похожи, так похожи на двух растерявшихся детей. Они, наконец, осознали, что детство вот так внезапно завершилось…

Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
jeanix
Mar. 12th, 2018 09:03 pm (UTC)
«Прошу: молчи – не смей меня будить»

«агония… агонизировать... в глазах было столько ужаса, столько боли...» - оптяь поставлено не по Чехову, не как комедия :-)
twins_en
Mar. 12th, 2018 09:08 pm (UTC)
Re: «Прошу: молчи – не смей меня будить»
Как раз комедия...
Разве не смешно, что в 40 взрослая женщина все еще девочка?
И устраивает чуть не детскую дуэль с Петей, доказывая свою правоту...
jeanix
Mar. 12th, 2018 09:27 pm (UTC)
Re: глазами Раневской
Ваш спектакль - глазами Раневской, это Вы так сидели/смотрели/увидели, или он так поставлен?
twins_en
Mar. 13th, 2018 06:48 am (UTC)
Re: глядя на Раневскую...
В моем понимании, это самый "Раневско-центричный" ВС из виденных мною...
Там все как-то вертится и крутится вокруг нее. Думаю, с любых мест этот эффект можно наблюдать.
Безусловно, там имеются и другие герои. Для меня там лучшая Аня! Одна из Варь там прекрасна, вторая тоже очень хороша. Оба Лопахиных мне нравятся, очень трогательный Фирс. Видела обоих Гаевых, один понравился много больше. Яша:-) Но... увидела я спектакль про Раневскую.
(мне забавно этот спектакль сравнивать с ВС в ШДИ, там тоже есть :-) Раневская, она достаточно яркая, но... она там настолько не главная... Мне кажется, не будь ее ничего бы не изменилось...)
jeanix
Mar. 13th, 2018 07:44 am (UTC)
Re: "Раневско-центричный" ВС
А Вы на каких раневско-центричных местах сидели? В первом секторе?

Кстати, в апреле в СПб привозят из Новосибирская самый эксцентрический ВС Прикотенко, где в финале в доме забывают-закрывают не Фирса, а Лопахина. Поедите-пойдёте?
twins_en
Mar. 13th, 2018 07:48 am (UTC)
Re: ВС в СПб
Jeanix, спасибо за информацию. А можно поподробнее навигацию: где-когда?
Но боюсь, скорее всего не получится...
Кстати, в Мелехово в этом году ничего такого-эдакого я пока не углядела ((((
jeanix
Mar. 13th, 2018 07:50 am (UTC)
Re: ВС в Приюте комедианта
twins_en
Mar. 13th, 2018 08:00 am (UTC)
Re: ВС в Приюте комедианта...
Спасибо!
не судьба... для нас...
А Вы пойдете-поедете?
jeanix
Mar. 13th, 2018 08:02 am (UTC)
Re: увы, нет
Надеялся, что Вы посмотрите и расскажите :-)
У меня в эти дни ёлки Золотая Маска и Соловьёва.
twins_en
Mar. 13th, 2018 08:10 am (UTC)
Re: в другой раз...
вместе посмотрим)))
twins_en
Mar. 13th, 2018 07:58 am (UTC)
Re: "Раневско-центричные" места
мы сидели в третьем секторе в этот раз, впервые 4 секторе, и в 4-м нам больше понравилось.
В первом тоже будет очень удобно, главное не купить места в 5, 6 сектора, потому что над ними там балкончик, и когда действие будет на на нем, то зрителю достанется только звук)))

Но мы тут обсудили Вас , и решили, что скорее всего, Вам будет так же "грустно-скучно", как на "Обыкновенной истории".
Да, что там говорить, некоторые из нашего тандема тоже что-то там пытались критиковать))) Мы водили маму, мама была в восторге!
jeanix
Mar. 13th, 2018 07:42 am (UTC)
Re: комедия
Да, это смешно. Ещё смешно, что эти люди не могут распорядиться доставшимся им от их родителей-дедушек-бабушек наследством-недвижимостью-имуществом, всё проедают-транжирят, и 30 тыщ от ярославской бабушки в Париже быстро истратятся непонятно на что.

На днях был на лекции И.Н.Соловьёвой о "Месяце в деревне", она там говорила о 5 этапах разрушения дворянских усадеб, бунинско-чеховский-вишнёвосадский этап - это уже второй или даже третий.
Перед лекцией перечитал пьесу, и обнаружил, что это тоже комедия. Но комедийную постановку по ней ни разу не видел. Как Вы думаете, что там смешного?
twins_en
Mar. 13th, 2018 08:20 am (UTC)
Re: комедия... комедия?
Мне сложно сказать про ВС, что комедия... Сейчас я там много вижу "абсурдских" нестыковок, что для меня делает эту пьесу смешной, но в целом я больше воспринимаю ее "с тоской" как поэтическое произведение... Я часто говорю, что у каждого из нас свой "вишневый сад", имея в виду нечто, от чего как от этой усадьбы мы не можем отказаться, даже понимая всю несостоятельность нашего упрямства...
Про "Месяц в деревне" мне еще сложнее говорить. Я читала и смотрела эту пьесу очень давно. И тогда "давно" я ее вообще видимо не поняла, схватив только всю" поэтичность"... Сейчас, когда я уже старше Натальи Петровны, но все еще себя продолжаю считать достаточно молодой))), мне воспринять комичность ситуаций...
tommydom
Mar. 13th, 2018 01:38 pm (UTC)
А почему комедия все-таки получилась?
twins_en
Mar. 13th, 2018 08:41 pm (UTC)
Ну эта постановка - не "комедия", она наоборот немного пробирает до слез.
Меня очень растрогало сватовство Лопахина к Варе, она не дождалась буквально полминуты, чтобы услышать заветные слова... Правда, мама наша высказала версию, что она сама не захотела...

У нас просто некоторое время назад было обсуждение, где шла речь о постановке, как комедии...
marawarren
Mar. 13th, 2018 01:44 pm (UTC)
Судя по Вашей рецензии, актриса очень достойно справилась со своей ролью))
twins_en
Mar. 13th, 2018 08:36 pm (UTC)
Спасибо)))
Да, Филатова - замечательная Раневская.
В постановке звучит романс "я ехала домой", и теперь я понимаю, что не могу слышать его ни в чьем другом исполнении...
listef
Mar. 14th, 2018 12:28 am (UTC)
а я счастливая: ни разу в "Сфере" не была, у меня всё впереди(тьфу-тьфу-тьфу)! ;))
Александр Коршунов возглавляет, оказывается... в "Детях солнца" его видела(судьба нежданно-негаданно привела тогда в Малый), всех переиграл в своей неглавной роли.
twins_en
Mar. 14th, 2018 08:44 am (UTC)
про счастье...
Конечно, любой театр на любителя)))
Мы с Вами знаем театралов, которые или ходят туда неохотно и недовольны, а есть кто лет 20 там не были, но рассказывают, как там все ужасно, и какие там ужасные актеры, как они там играть не умеют. (Вероятно, им виднее...)))
Я с удовольствием хожу в этот театр, чтобы "сбить прицел", отдохнуть от "современного" театра, насладиться просто хорошей актерской игрой.
На мой взгляд, там лучший в Москве спектакль по Шукшину, уж не в пример "золотомасочным рассказам наций", который смотреть просто нереально, будто в сельский клуб зашел посмотреть на грамотных односельчан, сумевших выучить текст и решивших взять халтурку))))
listef
Mar. 14th, 2018 10:12 pm (UTC)
Re: про счастье...
спасибо, обязательно схожу на Шукшина. в Театре Наций Хаматова нас удивила в "Рассказах": не сразу узнали её в образе. это так редко бывает...
а ещё в небольших театрах меньше случайных зрителей, мне кажется, это плюс.
sen_semilia
Mar. 14th, 2018 03:57 pm (UTC)
Давно в Сфере не была
Рассказ ещё не посмотрела..
twins_en
Mar. 14th, 2018 04:09 pm (UTC)
"Раскас" и "Вишневый сад" - лучшие спектакли "Сферы". Рекомендую.
"Раскас" - вообще лучший спектакль Москвы по Шукшину!
nstsja
Mar. 15th, 2018 10:44 am (UTC)
Интересно)!
marusik02
Mar. 19th, 2018 12:07 pm (UTC)
я была в театре "Сфера" лет 8 назад на "Снегурочке", в мае собираюсь на "Рассказ" по Шукшину.
twins_en
Mar. 19th, 2018 12:09 pm (UTC)
"Раскас"
прекрасный спектакль, смотрела 2 раза!
Он гораздо живее, талантливее и добрее "рассказов шукшина" в театре Наций, который в принципе нереально смотреть без нервов...
marusik02
Mar. 19th, 2018 12:21 pm (UTC)
Re: "Раскас"
мне билет подарили, он "раскас"? не смотрела еще даже афишу
twins_en
Mar. 19th, 2018 12:25 pm (UTC)
Re: "Раскас"
хороший подарок!
Вот тоже интересненький вопрос - подарки билетов. А вдруг человек не сможет в этот день?
Он недолгий и очень позитивный! потом расскажешь? буду ждать)
marusik02
Mar. 26th, 2018 09:07 am (UTC)
Re: "Раскас"
я надеюсь, получится, человек старался, покупал.
twins_en
Mar. 26th, 2018 08:40 pm (UTC)
Re: "Раскас"
Я тоже надеюсь, мне будет интересно твое мнение.
А вообще с "билетами в подарок" столько сложностей: подарят, а вдруг этот день занят. Или это не "входит в круг театральной заинтересованности"...
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel