?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С самого начала увертюры я подумала, что насколько не люблю «Евгения Онегина» Чайковского, настолько люблю его «Пиковую даму». Насколько не могу принять упрощения пушкинского сюжета в первой опере, настолько восхищаюсь углублением сюжета, усложнением характеров, остроте конфликта и контрастам настроений во второй… И, конечно же, это тема Римаса Туминаса. Словно для него создана… Ну а постановка Римаса Туминаса «Пиковой дамы», оказалась, создана прямо для меня…
С первого взгляда, сразу же как только подняли занавес, у меня возникла мысль, что эта «Пиковая дама» составит дилогию с «Евгением Онегиным» в Вахтанговском… Та же темная сцена, справа все та же серо-бежевая колонна, стена (не хватает зеркала, но, как оказалось, всему свое время)… К ним добавилась черная конструкция, которая в моем ассоциативном ряду почему-то совпала с лесами для подъема колон в Исаакиевском соборе (вернее, с тем как я их представляю по виденному макету). Я напряглась, прикинула, подумала и подогнала в «своей» хронологии событий строительство Исаакия к действиям «Пиковой дамы». Помню, что после премьерных спектаклей в феврале многие ругали, что в постановке мало Петербурга, так вот для меня Петербург – вот там, в этой колонне, в этих лесах, тенях от них…

В самом начале четко по либретто оперы появились няньки и гувернантки (цвет их платьев еще сильнее убедил меня насчет дилогии с ЕО), девочки и мальчики – началась прогулка в Летнем саду с детским парадом. Чистые голоса девочек: «Гори, гори ясно», за ними мальчишки, такие трогательно-смешные в своей серьезности: «Мы все здесь собрались на зло врагам российским». И вот тут на этом контрасте между забавным видом мальчиков в коротких штанишках и цилиндрах и серьезности речевки детского построения на меня накатила та же смесь радости и тоски, что обычно бывает в Летнем саду. И я снова подумала, что все же Петербурга здесь много, только не декорационно, а настроенчески.

Сцена в летнем саду поставлена очень трогательно, красиво, радостно и светло. Насколько мило бегут мальчишки к «своим», услышав «вольно». В этот момент почти забываешь о том, какой спектакль смотришь и какая грусть ждет впереди. Вообще, думаю, не ошибусь, что «Пиковая дама» - самый «густо населенный» спектакль Туминаса. Но что интересно, толпа всегда появляется к месту. Режиссер не пытается наполнить действием музыку, которая прекрасна сама по себе, все массовые сцены осмыслены и имеют свой посыл. Режиссер оставляет главенствовать музыку, драматическая составляющая добавлена искусно и тонко. Так и прогулка в летнем саду с ее радостным окрасом усиливает ощущение невероятного одиночества, которое возникает при появлении Германа.

Когда появился Герман (у нас его партию держал Кристиан Бенидикт), я сначала чуть ли не в отчаянье подумала, что на героя он не потянет, запереживала, ну как же (КАААК) его сможет полюбить Лиза. Можно подумать, что любовь ищет своего объекта, руководствуясь логикой и стандартами привлекательности. Второе разочарование меня постигло, когда Герман зазвучал – я даже не сразу смогла подобрать определение его голосу, с одной стороны тенор, как тенор, но… опять голос какой-то безликий, невыразительный. Чуть позже объяснение и обоснование нашлось всему…

Так вот при появлении Германа стало понятно, что спектакль построен на контрастах и противопоставлениях – только что светлая и радостная сцена в Летнем саду, сменилась мрачной, тревожной картиной признания Германа Томскому о своей безнадежной любви, и следом толпа радости солнечному дню. Это переключение с осознанного личного отчаяния на безграничное всеобщее счастье снова заостряет личный конфликт Германа – как же горько быть в отчаянье среди счастливой толпы, быть одиноким и чуждым этому обществу. Именно с этой сцены я обратила внимание, насколько же прекрасен и значим свет в этой постановке! Эти постоянные переключения от света к мраку, снова к свету, и снова к мраку… И, пожалуй, самый сильный, самый контрастный переход от света к мраку перед сценой «Мне страшно». Вот только что светлый радостный момент признания Князя Елецкого и практически тут же темнота заполняет сцену и всем страшно… В этой сцене мурашки по спине побежали и у меня. Сцена выдержана в лучших традициях саспенса…

А самая светлая сцена – конечно же, сцена объяснения Германа с Лизой (Мария Лобанова, которая была введена взамен заболевшей Анны Нечаевой). Это сцена провожает зрителей на первый антракт, давая им ничем не обоснованную надежду и веру в силу любви.

Во втором действии появилось таки зеркало. И с одной стороны я обрадовалась, что угадала, что оно будет, раз уж я решила, что это диптрих с ЕО, но с другой стороны, поначалу качество зеркала меня совсем не устроило – ну что это такое. Но… стоило высшему обществу развернуться и отразиться в нем, как сцена стала удивительно гармоничной и… какой-то знакомо-корпоративной – казалось, что практические такие же отражения я вижу каждый раз на корпоративах... А еще мне сцена бала напомнила картины импрессионистов – Мане, Сислей. Как и, забегая вперед, и картина игры…

Сцена бала была украшена пасторальной интермедией, которая сама по себе является шедевром, как впрочем, и все у Холиной. Это такой изящный спектакль в спектакле, который можно давать и как отдельный номер в больших и веселых концертах из разряда «нескучной классики».

Именно на балу мне стало понятно, кто же такой Герман, почему он в этой постановке такой – то ли рыхлый, то ли просто непримечательный. Когда Герман запел «Проклятье! О, как я жалок и смешон!», я подумала, что, возможно, Туминас ухватился именно за это собственное восприятия Германа, и от этого определения и создал его. Почему же его полюбила Лиза, проигнорировав невероятной красоты и обаяния князя Елецкого (Игорь Головатенко), возможно, гипноз страха тому виной, а может быть внутренняя тайна завлекла. Не суть… Возможно, Лиза вообще была из тех девушек, которым хотелось необычных чувств… А важно то, что в итоге Герман раскрывается, драматически раскрывается. И если я в начале спектакля думала о невыразительности внешности и голоса, то к финалу я разглядела ту скрытую одержимость, которая и побуждает обыкновенного человека поверить в мистику, провидение, в свою исключительность.

Сила драматической игры Кристиана Бенидикта становится заметна, начиная со сцены явления графини, далее свидание с Лизой и наконец игра. Тут становится страшно очевидно абсолютное ментальное перерождение Германа. И если вначале, когда Чекалинский и Сурин, явно издеваясь, подбрасывают историю графини, Герман кажется подавленным, сконфуженным, стыдящимся своего желания играть, но обязательно выиграть, то в сцене игры никакие издевки его не трогают. И хотя во всем его облике проявляется нездоровая одержимость, кажется, что в этой одержимости он обрел чувство самоценности. И это противоречие между одержимостью и уверенностью устрашает, ибо понимаешь, к чему это все ведет – к окончательному разрушению личности… И я уверена, что даже будь третьей картой туз, разрушение было бы неминуемым.

Сцена игры чрезвычайно эффектна… Надо сказать, я очень люблю снег Туминаса. И на протяжении всего спектакля я себя уговаривала, что вряд ли Туминас был вдохновлен прошлогодним майским снегом и добавит таки его… Но снег мне вполне заменили летящие карты…

Это получился спектакль о том, куда приводят мечты. Умеем ли мы понять, о чем именно мы мечтаем, умеем ли расставлять приоритеты и делать выбор… и сможем ли принять и исполнение заветной мечты… а если мечта исполнилась не так, как мы планировали?... Кто из нас готов повиноваться воли Божьей… В общем, драма. Как и всегда у Туминаса, впрочем.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
mama_zima2013
May. 15th, 2018 03:57 am (UTC)
Я потрясена и бегу скорей в YouTube искать "Пиковую даму", лучше Туминаса.
twins_en
May. 18th, 2018 09:12 pm (UTC)
"Пиковая дама" и спектакли Туминаса
"Пиковая дама" в постановке Туминаса еще не попала, скорее всего, в инет - премьера была в феврале. Можно посмотреть фрагменты в новостях, посвященных премьере или, например, на ТВ "Культура" в передаче "Нескучная классика с Сати Спиваковой".

А вот спектакли Туминаса можно посмотреть - "Пристань", "Дядя Ваня", "Евгений Онегин" (не опера, драматический), "Троял и Крисида" (с этого не советую начинать смотреть спектакли Туминаса). Конечно, в полной мере они не передают атмосферу спектаклей, но... лично мы именно по записи "Дяди Вани" вернулись в театр после многолетнего перерыва. А вообще с Туминасом так - либо попадет, либо нет...
mama_zima2013
May. 19th, 2018 03:57 am (UTC)
Re: "Пиковая дама" и спектакли Туминаса
Спасибо за совет. Посмотрю то, что найду.
mama_zima2013
May. 19th, 2018 05:33 am (UTC)
Re: "Пиковая дама" и спектакли Туминаса
Я немного посмотрела "Пиковую даму" Туминаса : репетиции и отдельные сцены. Детишек видела, как поют девочки, потом знаменитую арию Германа в исполнении Юсифа Эйвазова, потом послушала Радченко, и еще Кристиана Бенедикта, но 2017 года в Будапеште. Вспомнила все арии. Оказывается, все в памяти есть.
twins_en
May. 24th, 2018 01:52 pm (UTC)
Re: все в памяти есть...
мне кажется, Ирина, у Вас потрясающая музыкальная память, я часто на нее обращаю внимание)))
mama_zima2013
May. 24th, 2018 08:14 pm (UTC)
Re: все в памяти есть...
Это у меня с детства. Я очень многое из опер, концертов и пр. могу спеть. Слушаю и знаю, какая сейчас будет музыкальная фраза. Я слышу, как звучат инструменты. Но... я подчас не знаю, кто автор. Ну, конечно, Чайковского, Моцарта я знаю и всегда узнаю, но есть же еще много композиторов. Слух у меня был абсолютный, но и лень тоже... Бетховена тоже, а вот Баха не знаю. Вот такой у меня причудливый слух. Я удивляюсь, как вы догадались?
twins_en
May. 24th, 2018 09:43 pm (UTC)
Re: как вы догадались?
"свой свояка"))))
У нас не очень хороший слух, и иногда память подводит, слушаешь какой-нибудь "бис", понимаешь, что слышал не раз это произведение, а даже предположить не можешь, откуда это...
mama_zima2013
May. 24th, 2018 09:47 pm (UTC)
Re: как вы догадались?
Вот уж точно: " свой свояка"... хорошая у нас компания.
twins_en
May. 24th, 2018 01:54 pm (UTC)
Re: ...и спектакли Туминаса
мы тут пересмотрели "Евгения Онегина" в Вахтанговском...
И я храню послевкусие, считаю этот спектакль самым совершенным... И если я категорически до этого не рекомендовала ЕО смотреть в записи, то сейчас несколько изменила мнение, посмотрела на ютубе, очень даже неплохого качества запись. Рекомендую))))
mama_zima2013
May. 24th, 2018 08:16 pm (UTC)
Re: ...и спектакли Туминаса
Обязательно посмотрю. Наступает жара, так что гулять по жаре не захочется, буду слущать и смотреть.
twins_en
May. 24th, 2018 09:43 pm (UTC)
Re: ...и спектакли Туминаса
буду ждать Ваше мнение с интересом...
mama_zima2013
May. 24th, 2018 09:46 pm (UTC)
Re: ...и спектакли Туминаса
Обязательно напишу.
marusik02
May. 21st, 2018 08:12 am (UTC)
подробный такой отзыв!

Люблю Пиковую даму Чайковского.
А вот на Туминасе не была!
twins_en
May. 24th, 2018 01:58 pm (UTC)
А вот на Туминасе не была!
конечно, ценовая политика Большого на этот спектакль, увы и увы... оставляет желать... Но спектакль стоит того...
А вот что точно надо посмотреть так это ЕО в Вахтанговском)))
sen_semilia
May. 23rd, 2018 01:35 pm (UTC)
Смотрела Пиковую Фоменко давно с Максаковой и Князевым
twins_en
May. 23rd, 2018 03:03 pm (UTC)
Пиковая дама Фоменко...
Мы тоже ее смотрели. Мы успели на "последний показ".
Но я несколько была разочарована... Мне показался этот спектакль затянутым...
А сейчас есть моно-спектакль Князева по "Пиковой даме".
jeanix
May. 23rd, 2018 09:26 pm (UTC)
Re: "Пиковая дама" Фоменко
Видел на свежачка, через полгода после премьеры - и тоже не люблю этот спектакль, какой-то он слишком формальный, особенно не нравится персонаж Рутберг, да и старуха Максаковой - не хороша, театрально не хороша.
twins_en
May. 24th, 2018 02:10 pm (UTC)
Re: старуха Максакова
помню, как узнала новость, что Фоменко поставил этот спектакль с ней...
Была удивлена, считала, что ей рано-рано играть эту роль...
Потом помню, как вышла с "Сирано" с Купченко и застыла перед афишей "Пиковой дамы"... Еще подумала, вот как так...
Но в целом, мне она там понравилась... Несмотря на то, что в сознании моем был призрак Е.Н.Гоголевой))))

А в целом мне спектакль показался невнятным... помнится, я даже чуть уснула в середине)))
jeanix
May. 23rd, 2018 09:24 pm (UTC)
Моя первая мысль про Эйвазова была аналогична Вашей - "Не Герман. Рыхловат", но потом из своей рыхлой концентрации он Германа и сыграл, и спел.
И то что Лев называл повтором-копи-пастом из Вахтанговских спектаклей, я, как и Вы, вижу важным смысловым рефреном, режиссёрской темой.
twins_en
May. 24th, 2018 02:11 pm (UTC)
режиссерская тема...
Мы тут в очередной раз пересмотрели ЕО, и я Вам скажу, после "большой" "Пиковой дамы" он еще лучше на душу лег))))
marawarren
May. 25th, 2018 06:02 pm (UTC)
Какая замечательная рецензия! С удовольствием прочла! Спасибо))
twins_en
May. 31st, 2018 09:11 am (UTC)
спасибо)))
sen_semilia
May. 29th, 2018 07:59 pm (UTC)
Все театралите?
Молодцы
twins_en
May. 31st, 2018 09:11 am (UTC)
мы театралим чаще, чем пишем...
sen_semilia
May. 29th, 2018 07:59 pm (UTC)
Это я в старый пост сослепу зашла....
twins_en
May. 31st, 2018 09:12 am (UTC)
старинный пост))) пишем редко...
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel