?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тоска…
Тоска по Родине давно. Разоблаченная морока. Мне совершенно все равно… где совершенно одинокой быть…

С самого первого, еще до начала спектакля, взгляда на березки Александра Боровского всплыла эта цветаевская фраза. Всплыла и засела цитатной занозой в мозгу, словно Машино «лукоморье». Она всплывала то целиком, то частично, то ошибочными словосочетаниями, то всего лишь одним словом - тоскаааа. И сейчас я специально не стала уточнять ни точность цитаты, ни точность расстановки знаков препинания. Оставила ее так, как она стучалась в мой висок, а с развитием действия строчка все настойчивее и прочнее становилась для меня подтекстом спектакля. В конце концов я перестала пытаться от нее избавиться, решив, что я смотрю спектакль о ностальгии… о ностальгии по Родине, по себе настоящему, по своему призванию, по любви, счастью и исполнению мечты, по совместности бытия, а, может быть, даже и пития…

Березки стоят на авансцене и делают пространство сцены узким, тесным, плоским. Но исключив из пространства третье измерение, сведя все действие к планарному, создателям спектакля удалось дать прочувствовать то безмерное одиночество каждого человека, его беспомощность, разобщенность. Увы, человек одинок… Безусловно, такая игра с пространством – смелый ход. Отважный…

Но не только уплощение мне показалось смелым и дерзким… Когда-то очень давно я пришла на прослушивание в театральный кружок, и на попытку одной из девочек разыграть «пьяный» этюд руководительница сказала, что это очень дешевый трюк и он редко бывает оправдан. Я это запомнила почему-то навсегда… Так вот сегодня все «пьяные» действия были оправданы, они объяснили мне все в мельчайших подробностях – и почему Ирина так бездушно гонит Соленого на самых, казалось бы, проникновенных словах, признании в любви; и с чего вдруг Тузенбах решает мириться с Соленым; и другие какие-то слова, которые мне часто казались неуместными или нелогичными.

Впрочем, не только «пьяные» мне все объяснили. Каждое слово, каждое действие или бездействие, каждая эмоция или «деревянность», точная цитата или изменение текста, или даже простая замена Кулыгинских цитат из латыни на их перевод – все мне казалось объяснимым и обоснованным. И даже перенос антракта после третьего действия является четким концептуальным решением – во всех трех действиях идет жизнь. Скупая на события, эмоции, действия, или наполненная ярким и страшным событием, но все это жизнь. Но потом… потом уходят военные… и уходит жизнь из города.

Все угасает перед… вечностью. И эта вечность и является третьим измерением. И холодок по коже, когда исчезают березки и открывается серое, холодное пространство сцены. Это как взгляд в бездну, вечность. И этот взгляд пугает. Но открываются окна, сквозь которые пробиваются звуки оркестра и лучи солнца. И появляется ничем необъяснимая, иррациональная радость и необоснованная надежда. Такая же смесь чувств появляется, когда заходишь один в какой-нибудь храм, там тихо и пусто, тебе страшно и неуютно, но ты поднимаешь взгляд к узкому окну, видишь пробивающийся сквозь него свет и веришь, «страдания наши перейдут в радость»…

И если бы у меня были сомнения в разумности, обоснованности или справедливости, или чего-то там еще по поводу назначения Сергея Васильевича Женовача на должность худрука МХТ, то именно бы сегодня, на этих «Трех сестрах» все бы мои сомнения были развеяны, ибо верю! Верю безоговорочно каждому жесту, слову, взмаху бровей или застывшей мимике, пьяным речам или женским истерикам, это мои «Сестры», и я в них верю…

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
jeanix
May. 30th, 2018 09:51 pm (UTC)
А какая оценка по шкале Льва?
twins_en
May. 31st, 2018 07:18 am (UTC)
2 оценки
и обе - 9!
jeanix
May. 31st, 2018 07:21 am (UTC)
Re: понятно
Очень хорошо, но не шедевр. У Женовача сыроватые премьеры выходят, на зрителях потом дозревают, я потому попозже пойду.
twins_en
May. 31st, 2018 07:30 am (UTC)
Re: понятно...
он близок к шедевру, но по нашей шкале, "10" - это тот спектакль, на который мы точно пойдем второй раз.
Не зарекаюсь, но пока достаточно впечатлений, не хочется повторять...
Но все 5 спектаклей Женовача у нас ровно так прошли...

Edited at 2018-05-31 07:31 am (UTC)
jeanix
May. 30th, 2018 09:54 pm (UTC)
А берёзки то - откуда то спилены... Узнаю откуда...
Кастинг на Чебутыкина легко угадываем, а остальные - стиишный молодняк, это хорошо.

Edited at 2018-05-30 10:01 pm (UTC)
twins_en
May. 31st, 2018 07:18 am (UTC)
Чебутыкин
Настолько там хорош, что сразу и безоговорочно занял верхнюю строчку в обоих "трехсестринских" ТОПах в своей номинации...
Он настолько хорошо, что я тут же захотела в "Заповедник".
Впрочем, я на него с удовольствием посмотрела и в "Три года"...
jeanix
May. 31st, 2018 07:27 am (UTC)
Re: а как же
Багдонас? :-)
Re:Багдонас... - twins_en - May. 31st, 2018 07:35 am (UTC) - Expand
twins_en
May. 31st, 2018 07:21 am (UTC)
молодняк...
я в инстаграме подписана на фанаток 39-й аудитории, они все дружным строем пошли на этот молодняк, и они до сих пор их вспоминают, и эмоции их в этих воспоминаниях зашкаливают...

Мне там все очень-очень понравились. Каждому хочется дать номинацию "лучший/лучшая" в ТОП "трех сестер", но просто виденных лучших немало...
jeanix
Jun. 12th, 2018 07:52 am (UTC)
Совпали и по берёзкам, и по чёрному 4-му акту, но не совпали по оценке по шкале Льва :-)
twins_en
Jun. 12th, 2018 09:47 am (UTC)
попытаюсь угадать...
у Вас 10?
jeanix
Jun. 12th, 2018 09:58 am (UTC)
Re: 10
Конечно!
Re: 10 - twins_en - Jun. 12th, 2018 10:01 am (UTC) - Expand
Re: "лишние словечки" - jeanix - Jun. 12th, 2018 10:34 am (UTC) - Expand
Re: "Они ухо не резали" - twins_en - Jun. 12th, 2018 10:43 am (UTC) - Expand
Re: "гештальт закрыт" - jeanix - Jun. 12th, 2018 10:37 am (UTC) - Expand
Re: "гештальт закрыт" - twins_en - Jun. 12th, 2018 10:41 am (UTC) - Expand
lev_semerkin
Aug. 16th, 2018 05:28 pm (UTC)
"На меня наставлен сумрак ночи"
только сегодня прочитал этот текст
(а спектакль видел примерно через месяц после Вас)

прочитал - и у меня спектакль окончательно сложился
я понял, ЧТО там играет сценография Боровского
она именно играет, все время меняется, ведет свою линию,
играют березки - все время меняется свет и они меняются, меняется образ места действия и эти внешние перемены отражают внутренние перемены, происходящие с героями
играет пространство (оно играет в свою обычную игру, во многих спектаклях СТИ так - полоска авансцены и что-то там огромное таится в глубине и в финале приоткрывается)

и второй важный (наравне со сценографией) и спектаклеобразующий момент - очень молодой ансамбль актеров, вчерашних студентов (первый сезон в театре)
максимальная свежесть актерского состава - принципиальный момент, настолько важный, что возникают проблемы из-за того, что все роли в этой пьесе нельзя отдать молодым. И в этом я вижу проблему спектакля (в Вершинине и в Чебутыкине).


А ключ в последних словах Тузенбаха
Я точно первый раз в жизни вижу эти березы, и всё смотрит на меня с любопытством и ждет. Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь!

что ждет молодого человека за деревьями, что таится в березовой роще? кажется, что прекрасное будущее, красивая жизнь.
А это оказывается "казенная роща" и там его ждет сумрак ночи, черная точка - дуло пистолета Соленого.

вот собственно это нам и показали - раздвигаются березы и чернота, пустота, оказывается там за березовыми стволами НИЧТО

когда персонажи так молоды, эта безысходная чернота производит особенно острое впечатление,
достигается максимальный контраст от свежести и сияния в первой сцене (березовая роща освещена солнцем, среди берез молоденькие девушки в длинных платьях и молодые офицеры в мундирах, у них звонкие голоса, чистые интонации - что может быть прекраснее!) к темноте-пустоте в последней, персонажи будто в вакууме оказываются, в черном безжизненном космическом пространстве.

и только слабый свет сбоку из окон, про который Вы так точно и хорошо написали
twins_en
Aug. 19th, 2018 06:23 pm (UTC)
Re: И все же свет...
Спасибо за Ваш комментарий! Он практически равен Вашему отзыву, которого я ждала-ждала...
Прочитала комментарий и спектакль и у меня окончательно сложился. Если у меня было ощущение потерянности отдельных людей, то сейчас у меня уверенность, что спектакль о потерянном и потерявшемся поколении... И в этой концепции, пожалуй, "выпавшие" по возрасту Вершинин и Чебутыкин как раз здорово подкрепляют эту идею - именно они говорят-убеждают о будущем и грандиозном этим идеалистов, как их точно назвал в своем отзыве jeanix (не знаю, читали ли https://jeanix.livejournal.com/231995.html). А по сути кого из нас в юные годы не мучали мысли, что "пропала жизнь", и кого из нас не успокаивали наши старшие товарищи о будущих свершениях, а мы разрывались на части между желанием поверить и смутными терзаниями, что уверяют те, кто... не может доказать собственным примером...
И я благодарна Женовачу, что заканчивает он все же светом... в этом есть надежда на... что-то там, что даже такая простая жизнь, неустроенная и не подстроенная под наши мечты, все же не бесполезна. Ведь по сути "сумрак ночи" надвигается и у Бутусова и в Дяди Ване, и в Трех сестрах, и Шеришевского в его Дяде Ване, а вот свет дают немногие...
lev_semerkin
Aug. 20th, 2018 12:24 pm (UTC)
Re: ощущение потерянности
>> Если у меня было ощущение потерянности отдельных людей, то сейчас у меня уверенность, что спектакль о потерянном и потерявшемся поколении.

осталось сделать следующий шаг обобщения и увидеть здесь не поколение,
а "такова жизнь" - любого поколения,
от юношеских надежд и романтического предощущения грядущего счастья к прозе реализма

и вдобавок увидеть это всеобщее в нашем родном русском варианте
разрыв между возвышенным строем мысли и низкой жизнью

"Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко?"
lev_semerkin
Aug. 20th, 2018 12:39 pm (UTC)
Re: Вершинин и Чебутыкин
>> Вершинин и Чебутыкин как раз здорово подкрепляют эту идею - именно они говорят-убеждают о будущем и грандиозном этим идеалистов

это только Вершинина касается, не Чебутыкина

Чебутыкин играет в спектакле особую роль, абсолютного контраста молодости-свежести

но я полностью согласен с Жаном
"Чебутыкин - важная, пограничная точка в этой линии, но Качанов, на мой взгляд, лишь обозначил бездну распада, чем сыграл её. Лучшая его сцена - это когда он минут тридцать в роще пьяный валялся, а вокруг продолжали романтики обсуждать свои мечты. "


роль Чебутыкина режиссером замечательно поставлена, но не сыграна актером, только намечена
почему-то в Заповеднике Качанова зацепило и он включился, сыграл про себя, а здесь внешне сыграл

ведь валяющийся под березами (и под ногами романтиков) Чебутыкин должен по идее восприниматься зрителями как смысловой удар, как плевок в лицо

и потом его фраза "бароном больше, бароном меньше, какая разница" еще один удар - это он о женихе своей Ирины ("птица моя белая")

а в начале такой милый старичок-квартирант



что касется Вершинина - тут моё главное расхождение с Жаном (в целом я с ним согласен и по многгим частностям тоже, но по этой)


Вершинин полковник, командует бригадой, за ним тысяча подчиненных, и у него целая жизнь за плечами

а в спектакле мы видим еще одного лейтенантика в компанию к Соленому, Тузенбаху, Федотику и Родэ

"Федотика" не должно быть в Вершинине, по крайней мере внешне
тогда сильнее будет контраст, когда он раскрывается в монологах и мы видим, что в глубине души у этого полковника сидит юный "Федотик"
(no subject) - jeanix - Aug. 21st, 2018 03:40 am (UTC) - Expand
командир - lev_semerkin - Aug. 21st, 2018 05:30 am (UTC) - Expand
Re: командир - jeanix - Aug. 21st, 2018 06:35 am (UTC) - Expand
Re: находкой Женовача - lev_semerkin - Aug. 21st, 2018 08:13 am (UTC) - Expand
Re: не лучше ее мужа... - twins_en - Aug. 21st, 2018 08:37 am (UTC) - Expand
Re: находкой Женовача - jeanix - Aug. 21st, 2018 08:48 am (UTC) - Expand
Re: а я не ждала... - twins_en - Aug. 21st, 2018 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - jeanix - Aug. 21st, 2018 09:29 am (UTC) - Expand
Откуда приходит свет... - twins_en - Aug. 21st, 2018 10:11 am (UTC) - Expand
Re: Свет Жизни... - twins_en - Aug. 21st, 2018 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jeanix - Aug. 22nd, 2018 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - twins_en - Aug. 22nd, 2018 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - jeanix - Aug. 22nd, 2018 06:55 am (UTC) - Expand
Батареи в царской армии - vonaufas - Oct. 9th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
Re: Вершинин и Чебутыкин - twins_en - Aug. 21st, 2018 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jeanix - Aug. 22nd, 2018 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - twins_en - Aug. 22nd, 2018 05:53 am (UTC) - Expand
Re: тарабумбия, жуть - lev_semerkin - Aug. 22nd, 2018 09:58 am (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel