?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тоска…
Тоска по Родине давно. Разоблаченная морока. Мне совершенно все равно… где совершенно одинокой быть…

С самого первого, еще до начала спектакля, взгляда на березки Александра Боровского всплыла эта цветаевская фраза. Всплыла и засела цитатной занозой в мозгу, словно Машино «лукоморье». Она всплывала то целиком, то частично, то ошибочными словосочетаниями, то всего лишь одним словом - тоскаааа. И сейчас я специально не стала уточнять ни точность цитаты, ни точность расстановки знаков препинания. Оставила ее так, как она стучалась в мой висок, а с развитием действия строчка все настойчивее и прочнее становилась для меня подтекстом спектакля. В конце концов я перестала пытаться от нее избавиться, решив, что я смотрю спектакль о ностальгии… о ностальгии по Родине, по себе настоящему, по своему призванию, по любви, счастью и исполнению мечты, по совместности бытия, а, может быть, даже и пития…

Березки стоят на авансцене и делают пространство сцены узким, тесным, плоским. Но исключив из пространства третье измерение, сведя все действие к планарному, создателям спектакля удалось дать прочувствовать то безмерное одиночество каждого человека, его беспомощность, разобщенность. Увы, человек одинок… Безусловно, такая игра с пространством – смелый ход. Отважный…

Но не только уплощение мне показалось смелым и дерзким… Когда-то очень давно я пришла на прослушивание в театральный кружок, и на попытку одной из девочек разыграть «пьяный» этюд руководительница сказала, что это очень дешевый трюк и он редко бывает оправдан. Я это запомнила почему-то навсегда… Так вот сегодня все «пьяные» действия были оправданы, они объяснили мне все в мельчайших подробностях – и почему Ирина так бездушно гонит Соленого на самых, казалось бы, проникновенных словах, признании в любви; и с чего вдруг Тузенбах решает мириться с Соленым; и другие какие-то слова, которые мне часто казались неуместными или нелогичными.

Впрочем, не только «пьяные» мне все объяснили. Каждое слово, каждое действие или бездействие, каждая эмоция или «деревянность», точная цитата или изменение текста, или даже простая замена Кулыгинских цитат из латыни на их перевод – все мне казалось объяснимым и обоснованным. И даже перенос антракта после третьего действия является четким концептуальным решением – во всех трех действиях идет жизнь. Скупая на события, эмоции, действия, или наполненная ярким и страшным событием, но все это жизнь. Но потом… потом уходят военные… и уходит жизнь из города.

Все угасает перед… вечностью. И эта вечность и является третьим измерением. И холодок по коже, когда исчезают березки и открывается серое, холодное пространство сцены. Это как взгляд в бездну, вечность. И этот взгляд пугает. Но открываются окна, сквозь которые пробиваются звуки оркестра и лучи солнца. И появляется ничем необъяснимая, иррациональная радость и необоснованная надежда. Такая же смесь чувств появляется, когда заходишь один в какой-нибудь храм, там тихо и пусто, тебе страшно и неуютно, но ты поднимаешь взгляд к узкому окну, видишь пробивающийся сквозь него свет и веришь, «страдания наши перейдут в радость»…

И если бы у меня были сомнения в разумности, обоснованности или справедливости, или чего-то там еще по поводу назначения Сергея Васильевича Женовача на должность худрука МХТ, то именно бы сегодня, на этих «Трех сестрах» все бы мои сомнения были развеяны, ибо верю! Верю безоговорочно каждому жесту, слову, взмаху бровей или застывшей мимике, пьяным речам или женским истерикам, это мои «Сестры», и я в них верю…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
jeanix
May. 30th, 2018 09:51 pm (UTC)
А какая оценка по шкале Льва?
twins_en
May. 31st, 2018 07:18 am (UTC)
2 оценки
и обе - 9!
jeanix
May. 31st, 2018 07:21 am (UTC)
Re: понятно
Очень хорошо, но не шедевр. У Женовача сыроватые премьеры выходят, на зрителях потом дозревают, я потому попозже пойду.
twins_en
May. 31st, 2018 07:30 am (UTC)
Re: понятно...
он близок к шедевру, но по нашей шкале, "10" - это тот спектакль, на который мы точно пойдем второй раз.
Не зарекаюсь, но пока достаточно впечатлений, не хочется повторять...
Но все 5 спектаклей Женовача у нас ровно так прошли...

Edited at 2018-05-31 07:31 am (UTC)
jeanix
May. 30th, 2018 09:54 pm (UTC)
А берёзки то - откуда то спилены... Узнаю откуда...
Кастинг на Чебутыкина легко угадываем, а остальные - стиишный молодняк, это хорошо.

Edited at 2018-05-30 10:01 pm (UTC)
twins_en
May. 31st, 2018 07:18 am (UTC)
Чебутыкин
Настолько там хорош, что сразу и безоговорочно занял верхнюю строчку в обоих "трехсестринских" ТОПах в своей номинации...
Он настолько хорошо, что я тут же захотела в "Заповедник".
Впрочем, я на него с удовольствием посмотрела и в "Три года"...
jeanix
May. 31st, 2018 07:27 am (UTC)
Re: а как же
Багдонас? :-)
twins_en
May. 31st, 2018 07:35 am (UTC)
Re:Багдонас...
у нас разделились на него мнения...
Мне он "просто понравился", сестре очень понравился...
Мне больше понравился Сергей Барковский в "Молодежном театре на Фонтанке"
jeanix
May. 31st, 2018 07:58 am (UTC)
Re: Молодежный театр на Фонтанке
Это один из немногих питерских, которые я обхожу, после их московских гастролей :-(

А мой любимый Чебутыкин - это покойный Николай Алексеев из первой версии околовских "Сестёр".
twins_en
May. 31st, 2018 08:38 am (UTC)
Re: Молодежный театр на Фонтанке
я помню про Вашу оценку этого театра.
И в принципе, конечно, он меня тоже не так привлекает. (из их репертуара меня интересует только "Последнее китайское предупреждение", и то без фанатизма).
На "три сестры" мы тогда пошли по отзыву Льва, и лично мне этот спектакль понравился. Есть в нем интересные моменты, он не показался мне затянутым, в чем-то он на меня подействовал достаточно сильно, расставил акценты на некоторые моменты, на которые я раньше почти не обращала внимания. А в чем-то он, конечно, попсово-христаматийный. Жалею, что не дописала отзыв, но вспоминаю я его с удовольствием.
twins_en
May. 31st, 2018 07:21 am (UTC)
молодняк...
я в инстаграме подписана на фанаток 39-й аудитории, они все дружным строем пошли на этот молодняк, и они до сих пор их вспоминают, и эмоции их в этих воспоминаниях зашкаливают...

Мне там все очень-очень понравились. Каждому хочется дать номинацию "лучший/лучшая" в ТОП "трех сестер", но просто виденных лучших немало...
jeanix
Jun. 12th, 2018 07:52 am (UTC)
Совпали и по берёзкам, и по чёрному 4-му акту, но не совпали по оценке по шкале Льва :-)
twins_en
Jun. 12th, 2018 09:47 am (UTC)
попытаюсь угадать...
у Вас 10?
jeanix
Jun. 12th, 2018 09:58 am (UTC)
Re: 10
Конечно!
twins_en
Jun. 12th, 2018 10:01 am (UTC)
Re: 10
моя девятка тоже ближе к Вашей десятке...
Но просто у меня как-то не возникает желание пересматривать спектакли С.В.Женовача...
Хотя... вспоминая спектакль, понимаю, что некоторые моменты не могу вспомнить... повод задуматься о пересмотре...
jeanix
Jun. 12th, 2018 10:13 am (UTC)
Re: желание пересматривать спектакли С.В.Женовача
Это оттого, что его спектакли - очень ясные, прозрачные, понятные, с первых мгновений до финала, и в этом смысле "Три сестры" - шедевр, и, на мой взгляд, очень-очень близко к Чехову (как я его чувствую), хотя ряд персонажей и известных реплик сокращены.
twins_en
Jun. 12th, 2018 10:29 am (UTC)
Re: очень-очень близко к Чехову
не только есть сокращение, но есть и "лишние словечки", а вот не раздражает, не мешает... все очень гармонично...
jeanix
Jun. 12th, 2018 10:34 am (UTC)
Re: "лишние словечки"
Они ухо не резали, значит "по-чеховски" были дописаны :-)
twins_en
Jun. 12th, 2018 10:43 am (UTC)
Re: "Они ухо не резали"
да, и то что латынь по-русски звучала, все-все очень к месту.

(Вспомнился ВС в "латеатре", там тоже не много словечек, и те же "люба-маша"))), но они резали ухо, я морщилась и вздыхала - "к чему?")
twins_en
Jun. 12th, 2018 10:31 am (UTC)
Re: желание пересматривать спектакли С.В.Женовача
мне кажется, что желание пересматривать не возникает не от прозрачности-понятности, а от какого-то "волшебного чувства", что эта история "закрыта", и все в твоей душе-голове должным образом "улеглось", "гештальт закрыт"))))
Женовач будто точку ставит...
jeanix
Jun. 12th, 2018 10:37 am (UTC)
Re: "гештальт закрыт"
Да, именно так.
Про "Трёх сестёр" Бутусова так ведь невозможно сказать, и эти два факта не умаляют ни тот, ни другой спектакль.
twins_en
Jun. 12th, 2018 10:41 am (UTC)
Re: "гештальт закрыт"
Да... Спектакль Женовача я бы сравнила бы с бокалом изысканного вина, настолько оно хорошо, что напиваться им не хочется, ("не повторить ли нам по одной")... Хочется его смаковать, а потом испытывать долгое послевкусие...
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel