?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторые спектакли кажутся «заколдованными» - собираешься на них, собираешься, а попасть по стечению обстоятельств никак не можешь. Вот и «Аида» в МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко был запланирован чуть ли не со дня премьеры в 2014 году, но все почему-то не случался. И, возможно, был бы пропущен еще один сезон, если бы не приглашение от театра и сообщества moskva_lublu.

Сюжет в операх подобных «Аиде» Верди известен заранее и не требует чтения титров, понимаешь и без подстрочника, что происходит. И это дает отличную возможность не переключать внимание от сцены. И хотя в постановке «Аиды» Петера Штайна действий немного, на сцене есть на что посмотреть.

В опере 7 картин, каждая из которых казалась мне «ожившим полотном» с папирусов или фресок древнего Египта – те же плоские фигуры в профиль, простые формы с четким контуром, яркое солнце, тусклая луна, гробницы и пирамиды. И мне было отрадно видеть, как искусно художник обошелся с хрестоматийным представлением Египта, не впадая в банальные картинки «настоящего Египта» – с одной стороны в оформлении спектакля есть все, что приходит в голову про Египет, а с другой стороны ни одна ассоциация не была показана впрямую, даны намеки, а дальше должно работать воображение, которое способно все сделать самостоятельно. И в целом ощущение Египта было в полной мере, возможно, гораздо больше, чем в случае с явным изображением сфинкса и пирамид.


Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко


Замечательно поставлен свет, который, возможно, и делал основную работу по превращению объемного пространства сцены в открытки с «плоскими египетскими картинками». В сцене переодевания Амнерис я даже была удивлена, обнаружив, что декорации в этой картине имеют объем, настолько он тщательно был скрыт светом. И в этом снова для меня был «настоящий Египет» – только там я видела, как мир вокруг становится плоским, как все предметы обретают четкие границы в лучах солнца. И каждый раз бывая там и наблюдая картинку вокруг себя я думала, что не случайно живопись Египта такая плоская, что дело не столько в технике рисования, сколько в том, что просто предметы уплощаются в мощных лучах солнца… и вот точно тот же визуальный эффект достигнут в этой постановке «Аиды».

И, конечно, при таком четком сценографическом концепте естественно, что отмечают в первую очередь работу художника, но мне хочется сказать несколько слов о режиссере – Петер Штайн удивительно четко уловил примитивизм древнеегипетских рисунков и сумел трансформировать их в движение актеров на сцене под музыку одной из самых красивых опер мирового наследия с богатой музыкальной окраской. Я была поражена, насколько гармонично уживались «простые театральные формы» со сложным музыкальным полотном. Казалось так логично, что на сцене минимум движений, что многие партии исполнены иногда чуть ли не статично, без лишней динамики. Но если картина оживлялась действием, то оно непременно поддерживало развитие событий. Так сцена в покоях Амнерис, в которой она выведывает тайну Аиды, поставлена как переодевание принцессы, что делает гармоничным использование в этой сцене балета.

Нашлись в постановке и фрагменты для зрелищных, масштабных сцен – самая грандиозная, из которых триумфальное возвращение Радамеса. На мой взгляд, не все в ней безупречно (могу ошибаться, но показалось, что костюмы воинов выбивались из общей стилистики спектакля), но в целом сцена гармонично поддерживает помпезность музыки в этой картине. А вот сцена ареста и заключения Радамеса мне показалась одной из самых красивых и трогательных: строгая геометрия декораций, контрастный свет, четкость движений актеров – все подчеркивало трагичность момента, неотвратимость истории, ничтожность человека перед прессом истории, в жестоком колесе времени и событий. И в этой четкости на первый план выходят чувства героев, никогда не подвластные строгой геометрии «да-и-нет», логике и правилам.


Фотография с сайта МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко


Чувства… Вот где особенно проявились драматические способности актеров музыкального театра. Как я уже сказала, в постановке мало действий. В основном, исполнение партий статично. Но при этом нельзя не отметить, что во всех картинах, актеры смогли показать чувства героев. И отличное исполнение партий дополнялось сильным окрасом чувств, что в конце концов осталось ощущение, что «Аида» – это не просто опера на исторический сюжет, это в первую очередь история о любви и выборе человека. Как сложен выбор Аиды (Мария Пахарь) – выбор между любовью к мужчине, долгом перед Родиной, саном, любовью и преданностью отцу. Насколько остра боль Амнерис (Лариса Андреева) – как может чувствовать себя отвергнутая женщина, принцесса при том. Выбор между любовью и долгом Радамеса (Николай Ерохин). Также хочется отметить актеров Антона Зараева (Амонасро) и Романа Улыбина (фараон). Прекрасное исполнение партий, убедительные образы. Ну а об оркестре театра можно говорить только в превосходной степени – как всегда, прекрасное исполнение прекрасной музыки.

Для меня «Аида» в МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко стала прекрасным примером классических оперных постановок с замечательным исполнением и интересной сценографией, с четким концептом. Именно то, что так удачно разбавляет мой «репертуар», который в последнее время больше нацелен на более смелые и постмодернисткие постановки. Буду рекомендовать своим знакомым, а возможно и повторю сама в будущем сезоне, ибо по моим рассказам моя мама захотела тоже послушать. Спасибо МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, сообществу moskva_lublu и лично turandot5 за приглашение.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
turandot5
Jun. 3rd, 2018 07:02 pm (UTC)
Тоже жду, когда Аида будет в выходные. Краски на сцене поражают.
twins_en
Jun. 3rd, 2018 07:08 pm (UTC)
Краски на сцене...
...действительно поражают. А в сочетании с музыкой превращают спектакль в праздник.

Но соглашусь, что в будний день приходится на следующий день расплачиваться - тяжеловато на работу идти...
sen_semilia
Jul. 12th, 2018 12:12 pm (UTC)
теперь уж в след сезоне наверное
twins_en
Jul. 13th, 2018 10:19 pm (UTC)
скоро и следующий сезон начнется...
mama_zima2013
Jun. 3rd, 2018 10:22 pm (UTC)
Мне декорации тоже понравились: очень даже напоминают Египет, но без лишней роскоши.
twins_en
Jun. 4th, 2018 05:54 am (UTC)
Декорации потрясают и удивляют, еще прекрасно свет поставлен. Очень красивый и стильный спектакль.
mama_zima2013
Jun. 4th, 2018 04:28 pm (UTC)
Я заметила.
marawarren
Jun. 4th, 2018 03:04 am (UTC)
Интересный сюжет,прекрасная постановка, замечательное исполнение, что ещё нужно, чтобы получить удовольствие от просмотра!
twins_en
Jun. 4th, 2018 05:51 am (UTC)
Все верно...
Понимаешь: классика вечна!
jeanix
Jun. 4th, 2018 08:45 am (UTC)
А, как Вы думаете, почему эта опера называется "Аида", ведь главная героиня там отнюдь не Аида?
twins_en
Jun. 4th, 2018 11:12 am (UTC)
этот вопрос меня занимает с юности)))

Лично у меня две версии:
1) Имя выдуманное, это просто звучное, красивое слово, несколько непривычное для "итальянского уха"... Т.е. название - больше "рекламный трюк", привлечь публику необычностью. И если учесть, что это имя вошло прочно в обиход, то можно сказать, трюк был успешным...
2) самой Аиды в опере не очень много, и да, не она главная героиня, но в финале она жертвует всем ради своей любви... И вот эта жертва и есть основной смысл оперы...

А Вы как считаете?
jeanix
Jun. 4th, 2018 12:12 pm (UTC)
А я с Вами соглашусь. Если бы опера называлась "Амнерис", то смысл/месседж её сместился бы несколько в другом направлении. И имя это, думаю, что таким образом специально выбранное, менее благозвучное, менее красивое, ведь все оперы Верди названные женскими именами звучат как и Аида, на аа - Норма, Тоска, ...
marusik02
Jun. 13th, 2018 07:38 am (UTC)
Аиду не слушала.
sen_semilia
Jun. 18th, 2018 03:45 pm (UTC)
все еще сезон не закрыли - хорошо!
sen_semilia
Jul. 5th, 2018 05:14 pm (UTC)
вы что-то тоже не пишете ничего здесь.давно..
twins_en
Jul. 5th, 2018 05:15 pm (UTC)
скоро опять начнем...
Спасибо за интерес...
sen_semilia
Jul. 12th, 2018 12:12 pm (UTC)
давайте уж!
twins_en
Jul. 13th, 2018 10:17 pm (UTC)
уже...
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel