?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кто-то скажет, что в этом спектакле не сыскать ни города, ни женитьбы (что, впрочем, вполне себе по сюжету), ни Гоголя… Для меня же в спектакле сложилось как раз все в той вот самой последовательности, что и слова в названии.

В спектакле нет ни домов, ни улиц, ни мостов, ни мостовых, ни дворов, ни парадных, но все же, все же город в этом спектакле считывается однозначно. Есть ритм, темп, настроение. Настроение задают люди. Весь спектакль мы наблюдаем жизнь города, калейдоскоп городских зарисовок – люди, люди, люди… выгуливают собачку, распивают в рюмочной, едят пышки, бегут на работу в хорошем костюме и пальто… работают «Екатериной» и «Петром» , собираются замуж или даже, кажется, жениться.

С самого детства, с тех времен, когда увидела фильм Мельникова с замечательно-странными и некрасивыми Крючковой, Борисовым, Петренко, Леоновым, Стржельчиком, я не понимала, но почему эти люди такие странные? Я взрослела, смотрела новые и новые спектакли, и каждый раз не понимала, но почему же этих людей Гоголя обязательно делают странными? Никак не давало мне покоя, что же смешного в том, что какая-то Агафья Тихоновна хочет замуж, ну и что что за дворянина; но самое парадоксальное, что мне не казалось таким уж странным, что Подколесин боится жениться.

Наверное, именно поэтому спектакль Бутусова так мне понравился и попал в желаемую мною тональность. Много смешных и забавных моментов. но не смешны ни ситуации, ни люди. Такая скромная, хорошая Агафья Тихоновна. И так естественно, что такая девушка хочет замуж, и такие тонкие интонации у Анны Ковальчук. Так понимаешь ее девушку, когда она сидит с огромным накладным носом на авансцене, позади нее "женихи" рассуждают: "разве что нос великоват", а она сидит смотрит огромными от ужаса глазами и вдруг снимает этот накладной нос и говорит: "Мне стыдно!", после чего грациозно встает и уходит. И не смешно, сочувствуешь ей - стыдно не быть замужем, но стыдно и хотеть замуж, допустимо быть неженатым, но вроде как стыдно, когда за тебя в который раз не идут. Это так странно...

И так трогательно терзается Агафья Тихоновна, режет бумажки для жребия, огромное количество, чтобы выбрать уж наверняка... и, кажется, что выбрала уж она себе кандидата, только "стыдно" признаться в этом, проще сослаться на жребий.

Ведь такой нормальный молодой человек Подколесин, нормально фрустирующий и нормально сопротивляющийся.
И так нормально не клеится диалог, написанный Гоголем: "Вы любите кататься?" "Как кататься?" "Вы какой больше любите цветок" "Дамам идут цветы" и т.д. Так нормально, так естественно не клеится разговор (сколько раз он уже склонирован - "любите ли поэзию в виде стихов?", "Что Вы делаете?! Вы же ищете повод остаться"). И даже почему-то щемит сердце. Вспоминаешь и свои неловкие разговоры о такой ерунде, а за что еще зацепиться людям, но ведь надо как-то найти точки соприкосновения, точку опоры отношений. Ох, уж эти разговоры - сначала не о чем, затем ни к чему. И словно в "устрашение-назидание" показан циклический разговор выпивающего Кочкарева с супругой.

Николай Васильевич Гоголь написал удивительную вневременную историю. Что спустя почти 200 лет люди все также не могут найти друг друга в большом городе. Бегут сквозь солнечный день, каждый по своим делам, ищут руку и сердце, спутника жизни, кому их отдать. Ищут и не находят, пробегая мимо друг друга, не находят. Девушки собираются замуж, мужчины переживают, "дома ждет холодная постель"... Но жизнь быстротечна, и вот уже спинки кроватей, казалось бы, из приданного Агафьи Тихоновны выстраиваются в тоскливую картину кладбищенских оград. На их фоне вроде бы счастливые люди, и даже героиня Анны Ковальчук в счастливом ожидании малыша (давнее мое любопытство, что будет дальше). И картина кажется радостной... только понимаешь, что все это в прошлом. А прошлое почему-то всегда радостно... Ах, мы глупые люди, почему не можем радоваться в моменте?...

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
jeanix
Oct. 8th, 2018 08:26 pm (UTC)
Грустный спектакль об одиночестве, о невозможности выйти из его замкнутого круга.
И Яичница-Мигицко там такой потерянный.
twins_en
Oct. 8th, 2018 08:30 pm (UTC)
Такие потерянные...
Там все такие потерянные... такие растерянные, неспособные взять и найти себя счастливым и довольным...
listef
Oct. 8th, 2018 08:47 pm (UTC)
да, удивительно тёплый и добрый спектакль.
а тем, кто знает советские песни - вдвойне тепло. сидела и радостно подпевала. ))
twins_en
Oct. 8th, 2018 08:58 pm (UTC)
Да, светлый и пронзительный. Такой "здравствуй, грусть"...

Песни в исполнении женихов - отдельная песня! Мне, правда, они напоминали женские посиделки, когда не сильно пьян, а так слегка. Я слушала и думала, то ли и у мужчин бывают такие же по настрою и тональности посиделки, то ли Бутусов тонко чувствует тенденции времени, что сейчас наблюдаются гендерные перевертыши...
lev_semerkin
Oct. 8th, 2018 09:04 pm (UTC)
Re: сейчас наблюдаются гендерные перевертыши
вообще-то это называется "на троих"
и не сейчас, а всегда
:)
twins_en
Oct. 8th, 2018 09:05 pm (UTC)
Re: на троих или "тут не поем, это женский романс"
Неужели на троих пели песни из женского репертуара))?
listef
Oct. 8th, 2018 09:31 pm (UTC)
возможно, это попурри смотрится вставным номером, но душой отдыхаешь. как бы перезагрузка, подзарядка происходит. )

Edited at 2018-10-08 09:32 pm (UTC)
ajushka
Oct. 8th, 2018 09:52 pm (UTC)
Как вы хорошо написали, проникновенно.
marusik02
Oct. 12th, 2018 07:54 am (UTC)
о, какой хороший спектакль, Гоголя вообще, мне кажется, мало ставят.
На Ковальчук бы я тоже посмотрела)
twins_en
Oct. 12th, 2018 08:30 pm (UTC)
мне кажется, что сейчас Гоголя не так редко ставят...
Анна Ковальчук - прекрасна!
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel