?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть произведения, которые посмотрев однажды, потом почему-то не торопишься пересматривать их в других интерпретациях… Тебе кажется, что ты все понял, рассудил всех, составил реестр плохого и хорошего, и тема раскрыта и закрыта, не хочется ее повторять… А потом по каким-то личным причинам или косвенным интересам пересматриваешь и понимаешь, что вовсе не исчерпана тема, есть там что рассмотреть по-новому, что-то пережить, проработать и прочувствовать. Об этом я думала, выходя со спектакля «Осенняя соната» в театре «Современник».

Я не хотела пересматривать историю Бергмана, которую посмотрела в юности, но я хотела посмотреть спектакль с Мариной Нееловой… Из непросмотренного оставалось не так и много. Поэтому заметив приглашение от ketosha в сообществе moskva_lublu, я подумала, что это судьба и с интересом откликнулась, но даже не предполагала, какие впечатления получу и какой эффект на меня окажет спектакль. Вернее, эффекта было два. Один театральный эффект, а другой терапевтический… Причем терапия была широкого профиля.

Итак, история матери и дочери и их взаимоотношений, недопонимания и взаимных обид и обвинений. Подробно пересказывать историю не имеет смысл – она либо известна, либо лучше ее не знать в деталях, чтобы самостоятельно пройти путь оценки, понимания или непонимания, сочувствия, сопереживания или, возможно, осуждения. Возможно, у многих история найдет отражение в личных взаимоотношениях с кем-то из близких. Скажу только, что когда-то давно я рассудила историю однозначно (наверное, в то время у меня вообще все делилось на черное и белое). Спектакль же усилиями режиссера Екатерины Половцевой и замечательных актеров заставил посмотреть на героев и их поступки с разных сторон, в том числе и через призму собственных переживаний, обид, высокомерия и неуверенности.

Актрисы (Марина Неелова и Алена Бабенко) играют очень тонко, раскрывая такие глубинные пласты человеческой натуры, что спектакль, на мой взгляд, может стать иллюстрацией ко многим учебникам по психологии – от созависимости до депрессивного психоза. Их героини то пытаются выказать любовь, то отстоять свои границы, на которые, впрочем, никто не посягает, то в попытке этой защиты становятся агрессивными, то беззащитными, то проявляют заботу «как долг велит», то решают за другого, как и что он поймет и подумает, то напротив пытаются думать в первую очередь о себе, что в общем-то естественно, а им от этого неуютно. И когда я смотрела их пикетирование, их реакции на, казалось бы, безобидные слова, то невольно думала, что их «пример другим наука». Надо работать над собой, над умением идти на разговор, умением объясняться, и прощать тоже надо уметь…

Конечно, в первую очередь обращает на себя игра именно Марины Нееловой и Алены Бабенко, но и весь актерский состав заслуживает упоминания и аплодисментов – Сергей Гирин в роли пастора, Александр Рапопорт в роли Леонардо, Елена Плаксина в роли Елены… Отдельной яркой вставкой стал танец в исполнении Евгения Павлова (хореография Сергея Землянского, могло ли быть иначе?).

Замечательно поставлен свет. В самом начале, еще до первых реплик, с помощью света была воссоздана настолько интересная картинка, особенно для меня, любительницы кукольных спектаклей и театра теней, что я не могла сдержаться и как только стало чуть светлее, полезла в программку смотреть художника по свету – ну как я не обратила внимание до спектакля! Глеб Фельштинский…

Интересно сценографическое решение спектакля. Эмиль Капелюш воссоздал атмосферу осеннего настроения, так располагающего к размышлениям, воспоминаниям, хандре, тоске… по прошлому и невозможному… Шуршат настоящие листья, витает дымок, дымка…

Посреди сцены висят веревочные качели, они время от времени раскачиваются и, понимаешь, что в этом есть особый смысл, а не только визуальный эффект. Ведь по ходу пьесы мать и дочь постоянно меняются местами в системе обвинитель-обвиняемая. И мы меняем свое мнение о их ситуации.

В глубине сцены видна лодка не только как воспоминание из далекого совместного прошлого героинь, когда они катались по озеру вдвоем, но и как атрибут одиночества и неустойчивого положения, требующего некоторого усилия для поддержания равновесия. А если на лодке катаются двое, то усилия должны быть согласованными, совместно-обоюдными. Не об этом ли и был весь спектакль, что для счастливого и мирного существования нужны обоюдная работа, согласованные действия. О том, как шатко равновесие в совместном прохождении жизни?


Полсцены занимает дом, стены которого выполнены из деревянных досок, расположенных на расстоянии друг от друга согласно фортепианной геометрии. И когда звучит музыка, и на стены «дома» падает свет, то стены и правда превращаются в фортепианную клавиатуру или, может быть, молоточки внутри рояля…


В конце спектакля «сценический» дом чуть развернется и превратится в туннель, в который уйдут героини, держась за руки. Но звучат два монолога, отдельных, параллельных. И почему-то становится грустно от предчувствия, что примирение не состоялось. Или состоялось? Возможно, этот открытый финал, который, пожалуй с меньшей надеждой, чем в фильме Бергмана, дан как домашняя работа каждому из зрителей, встать и пойти домой уже простив кого-то или решив не брать на себя смелость «понимать» за другого…

После спектакля прочла отзывы других зрителей, многие пишут, что спектакль очень тяжел. Удивительно, а я не могу сказать так же. Конечно, спектакль провоцирует некоторую работу над собой. Но знаете, когда мне люди говорят, что ходят в театр для того, чтобы получить праздник, и грустные истории в них не вписываются, я принимаю такую точку зрения, но для себя решаю, что в театре, как и в жизни, должны случаться разные истории. И еще вопрос, какие истории на нас оказывают больший эффект… какие из них помогают нам жить и, возможно, делают счастливее не только от соприкосновения с хорошо поставленным и продуманным спектаклем, настоящим ТЕАТРОМ… но и от работы над собой…

Фотографии взяты с сайта театра. Больше информации и фото на страничках театра FaceBook, В контакте, Инстаграм и видео-канале на Youtube.

Спасибо за приглашение сообществу moskva_lublu и лично ketosha.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
mama_zima2013
Oct. 21st, 2018 10:45 pm (UTC)
Фильм в свое время мне очень понравился, я, вообще, люблю Бергмана.
Спектакль , похоже, замечательный, птому что и Марина Неелова, и Алена Бабенко - талантливые актрисы. Я Алену больше знаю по фильмам. Она всегда разная, и ее всегда воспринимаешь, как правдивую актрису. А Неелову я видела в "Современнике", ну, а фильмы с ней всегда были прекрасными.
twins_en
Oct. 22nd, 2018 05:33 am (UTC)
Мы до этого Алену Бабенко видели только в "трех сестрах", она Машу играла, и скажу откровенно, что впечатления были средние, а в целом я ее очень люблю еще с "Водителя для Веры". А здесь она прекрасна.
Марина Неелова - здесь настоящая звезда! (Жаль, что она мало сейчас играет в кино. А Вы не смотрели "карп отмороженный"?)
Дуэт у них получился замечательный. Но в целом весь состав великолепен. Отличный спектакль, и от фильма отличается, что, мне кажется, было сложновыполнимо.
mama_zima2013
Oct. 24th, 2018 03:46 am (UTC)
Мне она очень понравилась в сериале"Однажды в Ростове". Отличный был сериал.

Edited at 2018-10-24 03:46 am (UTC)
ajushka
Oct. 21st, 2018 11:05 pm (UTC)
Очень хорошо написали про спектакль.
Мне тоже видится, что театр призван не только развлекать, но и как спусковой крючок для открытия забытых дверок в душе. Там много чего законсервировано и становится грузом, который лучше оставить в прошлом, а не продолжать тащить по жизни.
Когда смотрела этот спектакль год назад, к этому моменту уже многое было отработано, осталось только щемящее ощущение невозможности вернуться и пере-жить, переделать, и понимание, что прийти к прощению бывает непросто, но это единственный путь к себе самой.
Работа над собой болезненна, но эффективна. Никакие праздники со стороны не могут насытить, если внутри нет гармонии и умения видеть радость в каждом дне.
twins_en
Oct. 22nd, 2018 05:55 am (UTC)
Да, печаль и мысли, что невозможно переделать, пережить заново, накрывают после спектакля, но у меня светлые чувства после спектакля.
Мне спектакль, как-то очень сильно помог осознать, что обида неконструктивна, и обижаясь, мы ведем себя не как взрослые люди.
Но мне показалось, что спектакль закончился грустнее фильма...
marawarren
Oct. 22nd, 2018 02:51 am (UTC)
Спасибо за рассказ о спектакле!Мне его название не знакомо,поэтому вдвойне интересно было прочесть Ваш отзыв))
twins_en
Oct. 22nd, 2018 05:26 am (UTC)
Спасибо, что заглянули в паузах между поездками)))
Есть фильм Бергмана, и если сравнивать, то на первый взгляд они очень похожи, но в целом спектакль имеет другие акценты. Было интересно сравнить, я после спектакля пересмотрела фильм.
marawarren
Oct. 22nd, 2018 05:31 am (UTC)
Бергман интересный режиссёр, я видела его фильмы:"Фанни и Александр", "Земляничную поляну", возможно что-то ещё, сейчас не вспомню. Но "Осеннюю сонату" точно не видела, нужно будет поискать в интернете))
twins_en
Oct. 22nd, 2018 05:43 am (UTC)
Фильм легко находится, я его уже пересмотрела, и поняла, что хочу что-то посмотреть, что-то пересмотреть...
"Осенняя соната" в этот раз мне очень многое дала, я даже подумала, что жаль, что так давно не смотрела этот спектакль, никак не могла собраться с духом.
jeanix
Oct. 22nd, 2018 07:36 am (UTC)
сценография
Судя по фото и по Вашему рассказу, сценография - хороша, он и осенняя, и музыкальная, и символическая и реалистическая одновременно.
Смотрел омских "Трёх товарищей" и удивился, что там сценография Капелюша почти совсем не работала, просто присутствовала на сцене.
twins_en
Oct. 22nd, 2018 07:41 am (UTC)
Re: сценография присутствует на сцене
...и работает!
она какая-то значимая... концептуальная... создает настроение.
И очень понравилось, как поставлен свет...

Впрочем, мне в целом очень понравился спектакль. Вроде практически калька с фильма, но акценты другие...
marusik02
Oct. 22nd, 2018 08:36 am (UTC)
и актеры отличные. На Неелову я б посмотрела.
twins_en
Oct. 22nd, 2018 08:47 am (UTC)
актерский состав очень интересный. Неелова прекрасна!
Очень интересен Александр Рапопорт, его же вообще редко можно видеть в театре, а его "судьба" как актера очень интересна)))
Будет возможность, сходи, не пожалеешь)))
marusik02
Oct. 25th, 2018 08:12 am (UTC)
Рапопорт мне нравится, а вот Бабенко меньше.
twins_en
Oct. 25th, 2018 08:43 am (UTC)
Она там - прекрасна!
Ты ее видела в театре где-нибудь?
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel