?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подлинники

Всем известно, что практически любой подлинник сильнее репродукции. Но добраться до всех подлинников невозможно, а репродукции дают нам общее впечатление о шедеврах и даже иногда производят сильное впечатления и оставляют след в нашей душе, рождают мечты о встрече с подлинником.

Но есть произведения, репродукции которых оставляют равнодушными, а иногда и вызывают даже вопрос, что тут такого и почему именно эти произведения вызывают так много шума. И порой так считаешь долго до тех пор, пока не увидишь эти произведения «вживую», в подлиннике. Вот тогда мир переворачивается.


Самым первым таким потрясением стала «Тайная вечери» Леонардо Да Винчи. Мы запланировали посещение Милана ради того, чтобы попасть в трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие и увидеть эту фреску Да Винчи. Описывать бесполезно. Ни одна репродукция не передаст того света, что исходит от этого творения Гения. Задуматься только ведь можно сказать, что и красок самого автора почти не осталось, но оторвать взгляд невозможно. И невозможно оценить те 15 минут, которые отведено для осмотра. Много это или мало. Невозможно оценить. Вообще именно тогда я поняла, что имеют в виду, когда говорят, что состояние близко к трансу. Сначала списала эти ощущения на собственные религиозные взгляды, но обернулась на подругу, убежденную атеистку, на группу японцев с широко отрытыми глазами, и стало понятно, что «Тайная вечери» по-прежнему несет тайну воздействия. И когда выходишь, то не понимаешь, зачем все те сувениры, которые продаются в сувенирной лавке…


Второе недоумение, которое опроверг подлинник, связано также с именем Леонардо Да Винчи – я никогда не понимала, почему люди восхищаются Джокондой. Долго я честно признавалась, что не понимаю величия и загадочности этой картины, пока однажды не посетила Лувр и «не встретила насмешливый взгляд» Моны Лизы. Да, она наблюдала, как я удивлена, и смеялась…

Недавняя поездка подарила новые опровержения собственных недопониманий. Целых четыре опровержения.


Эль Греко «Погребение графа Оргаса». То есть не то, чтобы я не понимала, что тут такого. Я просто не видела, чем это полотно отличается от всех остальных произведений Эль Греко.


Веласкес «Менины». Вот уж тут было практически так же, как с «Джокондой» - ну что тут такого в этой сценке из жизни инфанты. И вдруг в «Прадо» собираясь сначала пройти прямо до конца зала повернула голову направо и… пошла на встречу ей. Она висит в овальной зале, и это усиливает впечатление, что вы, лично вы находитесь в том же самом пространстве, что художник смотрит вам через плечо, а значит королевская чета находится за вашей спиной…


Гойя «Махи». Всегда думала, что это просто красивые женщины, но… есть в них что-то гораздо большее. Что-то, что заставляет остановиться и не уходить, несмотря на то, что впереди еще столько всего интересного, что надо успеть посмотреть…


Нефертити. Никогда, никогда я не понимала, почему имя Нефертити стало нарицательным для всех красавиц всех времен и народов. Но правильно сказал Людвиг Бохгардт - ученый, который нашел этот бюст, в своем дневнике написал: «Описывать бесцельно, — надо смотреть». Добавить нечего…

И еще придерживаемся мнения, что ни одна репродукция картин Веермера не передает прозрачность стекла, блеск жемчуга, струящиеся ткани, свет в окне – все то, что есть на его картинах…





Comments

( 3 comments — Leave a comment )
iaoljka
Sep. 20th, 2014 08:04 pm (UTC)
Иех. Здорово.
twins_en
Sep. 21st, 2014 02:40 pm (UTC)
И не говори... путешествия мотивируют))
marawarren
Apr. 3rd, 2018 09:40 pm (UTC)
"...и стало понятно, что «Тайная вечеря» по-прежнему несет тайну воздействия" Чудесные открытия Вы совершили, открыв для себя заново эти полотна!
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel