?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тополя и ветер. Шумит ли ветер в тополях. Записки из предпоследнего вагона...

Когда-то в период возвращения в театр мы посмотрели версию Р.Туминаса этого произведения. И сразу же поставили себе в план Сатириконовский спектакль для сравнения, но только дали некоторое время передохнуть от темы. Это время растянулось на несколько лет (ничего мы себе планы ставим и реализовываем). И вот когда было объявлено, что спектакль снимается, мы рванули, так сказать, «успели в предпоследний вагон».

Безусловно, отключиться полностью от вахтанговского спектакля было сложно, и поэтому невольно по ходу спектакля шли мысли по типу «а там было так».

Спектакль совсем иной по тональности. В нем нет той щемящей экзистенциональной тоски Туминаса.
В «Сатириконе» спектакль начинается с того, что сам режиссер настраивает зал, когда представляет своих героев, характеризуя каждого, называя возраст. Тем самым четко прорисовывается граница – вот спектакль, вот герои, вот их время, их заслуги, а вот мы здесь в зале смотрим, смеемся, сопереживаем, но здесь и над ними, далекими от нас героями первой мировой, жителями 1959 года.

И эта отправная точка сразу же отдаляет нас от героев, история из прошлого, и о людях, которых, увы, уже нет. Это отчасти лично меня поставило в какое-то неловкое положение. Вроде бы смешно, но смеяться ль не грешно? Актеры играют замечательно, но однозначно стариков, стариков милых и чудаковатых, безгранично одиноких.
И в этом принципиальная разница с постановкой в Вахтангова, где из истории убрали детали, и она превратилась практически в притчу об одиночестве, попытке найти общество и вырваться на свободу. Задачи, в общем-то, практически несовместимые. И если в Вахтангова все три героя сами существуют по-отдельности, не имея никаких общих интересов и точек пересечения, за исключением разве что веранды, то в «Сатириконе» все же есть общение между героями. В спектакле Райкина существует не только трио героев, но и различные комбинации дуэтов, и на мой взгляд, это наиболее интересное, что есть в этом спектакле. Крайне любопытно наблюдать, как характер каждого из них по-разному раскрывается в том или ином дуэте: Суханов – Аверин, Аверин –Сиятвинда, Сиятвинда – Суханов.

И на мой взгляд, отличительная их черта, то, что просто невозможно не заметить, это доброта и стремление к общению друг с другом, пусть и тщательно скрываемое, но все-таки стремление. В этом спектакле я совершенно не заметила злобы и равнодушия, и вот почему, так неестественно звучит слово, которым обзывает Рене-Аверин своих товарищей, этому слову просто не веришь, не веришь в то, что он может, так сказать. Как не веришь и Густаву-Суханову, что он мог надавать пощечин сестре Мадлен, как не удивляешься тому, что Густав может на раз сочинить стихотворение. Густав Суханова в общем-то хотя и язвительный старикан, но не злодей, не истерик, да и не законченный мизантроп.

И когда в начале спектакля мы застаем героев на веранде, то кажется, что видим продолжение их взаимоотношений. Раздражение Густава на восторженность Рене не воспринимается как нечто особенное, просто типичная реакция на типичную реакцию. И новость о том, что другую веранду закроют на ремонт, и сюда придут другие обитатели пансиона как-то теряется, это новость воспринимается очередной неприятностью, которую надо обсудить и пережить, но желательно не допустить.

Актерская игра безусловно замечательная, но как бы парадоксально это не звучало, мне кажется, что все трое актерски «переиграли» текст. Их актерские задумки, хулиганства напрочь убрали из пьесы поэтику, а порой и смазали шутки. Так в этом спектакле я «потеряла» и эффект от стихотворения Густава, и от его заявления, что они идут вчетвером. И дело совсем не в том, что я уже знала эти шутки и ждала, они просто ушли на второй план, здесь важнее мимика актеров, пластика, жесты, да и грим отвлекает. Но к сожалению, и поэтика тоже ушла на второй план, а вместе с ней щемящая тоска от их одиночества – тебе жаль каждого по-своему, но ты не ужасаешься, не примиряешь ситуацию на себя.

В Вахтангова же изначально бросаются в глаза равнодушие и безучастность к друг другу, и только постепенно взаимоотношения героев начинают развиваться, здесь герои существуют или каждый по-отдельности, или все сразу втроем. Они друг другом и не думали интересоваться, и их действительно сплотила мрачная перспектива делить эту веранду с кем-то еще. И в этой троице если у кого и была некоторая доля доброты, то только у Рене-Симонова. Озлобленность Густава-Вдовиченкова делала неожиданным и его стихотворный экспромт, и преданность собаке, и как оказалось сочувствие Рене, и зачарованность тополями… Все это придавало символичность и поэтику спектаклю. И несмотря на то, что в целом спектакль был не такой смешной, шутки там чувствовались острее и смешнее…

Сложно сказать, что более ценно – щемящая тоска и сопереживание или неловкий смех и светлые послевкусия от спектакля. Трюк с скульптурами угадали буквально за несколько минут до их оживления (доверчивые аки дети), а вот то, что актеры выбегут на поклоны молодыми-статными-красивыми атлетами, догадались хорошо заранее. И несмотря на то, что это было так ожидаемо, это было так уместно и поставило достойный восклицательный знак (против многоточия в Вахтангова), и дало то, что в спектакле не прозвучало – светлой грусти, подчеркнуло ощущения необратимости. Замечательное трио актеров выбегало, обнималось, но спектакль почти уже стал историей.

Ну что ж… все надо делать вовремя – ценить каждое мгновение, восхищаться ветром в тополях, ходить на замечательные спектакли… И все же пока ты жив, ничего не поздно, можно многое еще успеть. В том числе кто-то может успеть и на последний спектакль.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
jeanix
Jul. 23rd, 2015 05:14 am (UTC)
Переиграли. У меня было похожее ощущение, что своим комикованием, актёрскими штучками, гэгами, приколами, смешными приёмчиками артисты вытеснили серьёзное, содержательное из пьесы. Прикольно, иногда смешно, но не более.
twins_en
Jul. 23rd, 2015 02:11 pm (UTC)
А версию театра им.Вахтангова Вы смотрели?
jeanix
Jul. 23rd, 2015 02:34 pm (UTC)
Не смотрел, а после Сатирикона уже и расхотелось. Пойду на что-нибудь новенькое на Новую сцену.
twins_en
Jul. 23rd, 2015 09:19 pm (UTC)
До и После
А вот после постановки Туминаса нам захотелось посмотреть Сатириконовский. Да и иногда возникает мысль, не повторить ли. Есть там как раз тот надлом и глубина, которые провоцируют на мысли и чувства (у нас лично).
Шуток там было немного, но некоторые вызывали взрыв смеха. В "Сатириконе" как-то мало смеялись.
Посмотрела сегодня отзывы у lev_semerkin, у него счет 8:3 в пользу "Сатирикона"... у нас счет другой...

А новые постановки на новой сцене многие ждут))
jeanix
Jul. 24th, 2015 05:59 am (UTC)
Из новых постановок на новой сцене, по большому счету, интересен лишь "Монетти" в постановке Туминама, остальное ставят вахтанговские актёры, или режиссёры далеко не первого ряда. Вероятность появления шедевра не велика.
twins_en
Jul. 24th, 2015 06:02 am (UTC)
Я жду еще постановку Холиной, кажется, с актерами студии, "Подросток" Антона Яковлева... Ну и Ю.Борисову, хотя Иванов - не "наш" режиссер...
jeanix
Jul. 24th, 2015 06:43 am (UTC)
А я бы очень хотел, чтоб появилась объявленная в прошлом году постановка Пуркарете по Мольеру или Гольдони. Видел недавно его премьеру "Сон в летнюю ночь" в Балтийском доме, восхищён. У Фоменок существенно слабее и менее интересно, по большому счёту рутинно (на фоне Пуркарете).
twins_en
Jul. 24th, 2015 07:32 am (UTC)
Я бы тоже хотела, хотя ничего и не видела.
И не теряем надежду, что Туминас что-то и на большой сцене поставит. все-таки 95й сезон...
Но в любом случае пойдем в Большой на Шостаковича вопреки нелюбви к Толстому, извините)
jeanix
Jul. 24th, 2015 08:12 am (UTC)
А что ставят в Большом по Шостаковичу и Толстому?
twins_en
Jul. 24th, 2015 08:27 am (UTC)
Катерину Измайлову. Премьера, кажется, запланирована на февраль.
jeanix
Jul. 24th, 2015 08:33 am (UTC)
Про планы Большого я в курсе, но Толстой тут всё же ни при чём :-)

А эту оперу я люблю .
twins_en
Jul. 24th, 2015 08:46 am (UTC)
Толстой-Лесков)))
Ой... Чего это на меня нашло))) Видимо, литературное "не люблю" у меня прочно связано с Толстым.
Леди Лескова, впрочем, тоже не люблю... Делаю исключения только для любимых режиссеров...
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel