?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В свое время мне совершенно не понравился «Дядя Ваня» в постановке Кончаловского. Вернее, спектакль мне понравился очень фрагментарно – игра актеров, некоторая трактовка действий и образов. Но в целом тогда у меня сложилось впечатление, что кинорежиссеру в театре не хватило монтажера, чтобы сделать спектакль более стройным, гладким, чтобы «кадры не прыгали». Поэтому я не спешила посмотреть вторую часть дилогии. И это, уверена, было правильно – за эти два года поменялось и мое отношение к режиссеру, и что-то в моем восприятии, да и, думаю, спектакль устоялся и стал более выдержанным.

Я восприняла этот спектакль неожиданным для себя образом... Мне показалось, что режиссер отнесся к героям пьесы с отеческой снисходительностью, одновременно замечая и прощая им все недостатки. И не случайно в программке, как и к «Дяде Ване», в своем предисловии Кончаловский пишет о своей позиции, о том, что Чехов любил своих героев такими, какие они есть, а не такими, каким должны быть. И эта позиция составляет основу спектакля.

Этот ли «отеческий» взгляд режиссера или его сочувствие героям, но что-то меня натолкнуло на осознание того, что мы никогда не взрослеем, навсегда мы остаемся детьми с присущей иррациональностью, страхами, мечтательностью, потребностью похвалы и признания нашей значимости, желанием переложить ответственность на других, своеволием, невозможностью жить своей жизнью.
И некоторые сцены вызывали чуть ли не прямые ассоциации с потерянностью и запутанностью ребенка в большом мире. То Чебутыкин в 3м акте произносит свой монолог «а может быть меня и нет» и свет падает на декорации таким образом, что мне кажется, что это ребенок запутался в своих кубиках и дворце из лего. То Ирина прячется от нежелательной правды в шкафу. То Ольга втягивает голову в плечи, как девочка, жутко стесняющаяся взрослых вокруг.

В строго сохраненный текст было добавлено несколько предметных акцентов, которые в общем-то однозначно стремятся донести смысл. Дорожный саквояж Маши в сцене прощания с Вершининым не оставляет сомнений ни о происшедшем, ни о планах Маши. Цыганская шаль, в которую Маша кутается во время пожара, также недвусмысленно намекает на страсть. Постоянные звонки телефона, на которые никто не отвечает – все знают, что звонит Протопопов, ну и пусть звонит. Появившийся кофейник – Ирина покорилась, она готова быть верной женой, только не суждено. И, кажется, что чашка о блюдце горько отбивает дробь: «не суждено, не суждено, не суждено». А вообще что суждено? Если сразу за словами «Если бы знать, если бы знать!» идут кадры первой мировой войны, а затем и второй.. Да, кто знает, что переживания о не сложившейся жизни могут смениться переживаниями возможности жизни…

Кончаловский не стал повторять свой ход с работниками сцены, но дал врезки из мини-интервью актеров о Чехове. Тем самым вызывая и зрителей на размышления, а для нас-то что Чехов. Но свободы мыслей, кажется, режиссер не хочет. У него своя четкая позиция и она весьма жестко навязывается зрителю. Что мне не нравится в подходе Кончаловского, что он не доверяет мне, что я, его зритель, смогу понять его задумки, он стремится их непременно растолковать, буквально вдолбить мне, тем самым лишая меня свободы выбора, полета фантазии, поиска ответов на вопрос: «почему же так?» И на это недоверие я плачу своей долей сомнения, что он может быть назван Чеховским режиссером. Разве может быть Чеховским режиссер, который выносит на сцену то, что автор убрал за сцену, оставив зрителям право домыслить.

Я не могу сказать, что спектакль совсем не понравился, я услышала, что мне хотели сказать, я все поняла или мне, по крайней мере, так кажется, но хочется мне запутаться в Бутусовских символах, многослойности действий, понять, что ничего не поняла и собраться разбираться дальше…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sen_semilia
Aug. 11th, 2015 11:10 pm (UTC)
Чайка Кончаловского мне в свое время понравилась.
Три сестры его не смотрела.
twins_en
Aug. 12th, 2015 08:47 pm (UTC)
Чайку не смотрели... но на Вишневый сад пойдем - все-таки интересно, как режиссер завернет свою симфонию...
liya_fa
Aug. 13th, 2015 10:56 am (UTC)
эх,а у нас нет театра,сходила бы...никуда в большие города не езжу...
twins_en
Aug. 13th, 2015 09:29 pm (UTC)
Понимаю, к сожалению, не во всех городах есть театры хотя бы местного масштаба. Но в интернете много ресурсов, где можно смотреть спектакли. Так, например, этот спектакль можно найти на youtube.

А как в мусульманстве относятся к театру?...
liya_fa
Aug. 15th, 2015 11:40 am (UTC)
вчера в гостях спрашивала - нежелательно,но если на хорошие темы,без пошлости - возможно.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel