?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я ехала на спектакль и думала о том, что для меня во всей мировой литературе самым беспросветным, самым пронзительно-депрессивным произведением является именно «Король Лир» Шекспира. И, как бы печально это не звучало, но я верю, что из разногласий и недопонимания может вызреть трагедия местного и вселенского масштаба. Но… я не ожидала, что эта трагедия будет рассказана таким ярким, образным и… позитивным языком. Это удивление было еще помножено на мое первое знакомство и первые впечатления с творчеством режиссера и стилем театра.

На протяжении всего спектакля на сцене была невероятно красивая картинка с необыкновенной хореографией, постановочными трюками, юмором, забавным ассоциативным рядом. В моем ассоциативном ряду появлялись то семейное чтение, то сломанная музыкальная шкатулка с фигурками неровного движения, то игры самураев в японском театре, то сцены из страшных сказок, то яркое цирковое представление – и все это вместе создавало впечатление общего с залом обсуждения прочитанного «Короля Лира», приглашения к дискуссии, раздумьям с возможностью найти альтернативный финал, более позитивный, с извлеченным уроком из ошибок «сказки давно минувших дней». И то что в спектакле был дан этот самый другой финал, вселяет надежду – не все страшные сказки-были с печальным концом...

…поняла, насколько мне интересны спектакли в пространстве Сергея Бархина. Порой при кажущейся простоте несут они огромную смысловую нагрузку и даже философию. В этот раз я обратила внимание на цветовое решение. Принято считать, что наиболее контрастным является черно-белое сочетание, добро и зло, везение и неудачи… Но… оказалось, что красно-зеленое цветовое решение ничуть не меньше может послужить на службе у контрастов. Тем более в Лире – разрешено-запрещено, движение-остановка. К тому же это сочетание трансформер – при необходимости от тревожно-зловещего настроения может переключаться к радостно-цирковому…

…поняла, при всем моем уважении к гению Толстого не могу его полюбить и принять. И его нелюбовь к Шекспиру еще раз добавило мне аргументов к моей нелюбви, как бы мне в очередной раз и не стыдно было в этом признаться))

…хочется сказать спасибо блогоприятелям jeanix и bertran01 за то, что пробудили интерес к этому спектаклю…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
jeanix
Aug. 31st, 2015 06:31 am (UTC)
опять Гуммель
Да, Левитин вместо трагедии поставил страшно-нестрашную сказку.

Увы, одного Бархина на всю режиссёрскую гвардию (Гинкас-Яновская-Карбаускис-Опера-Левитин-...) не хватит. «Лир король» - одна из немногих удач в Эрмитаже последнего времени. Театр Эрмитаж сейчас в кризисе, чтоб в этом убедиться, достаточно посмотреть спектакли последних лет, что сейчас показывают в Мастерской Фоменко («Кураж», «Тайные записки», …). Заметно, что в этих не совсем удачных спектакля мёртвая, никакая сценография, совсем не участвующая в действии и даже фона не создающая. Гуммель был хорош в 90-е, сейчас его сценография – ни о чём. Кроме того, трудно творить, создавать часть живого целого, удалённо, из другой страны. И к сожалению, в новой премьере – опять Гуммель, Бархина снова на Левитина не хватило
twins_en
Aug. 31st, 2015 09:35 am (UTC)
Re: опять Гуммель
Получается, что повезло, что для знакомства с театром был выбран этот спектакль. А мб это как раз невезение, остальные спектакли будет не так интересно смотреть. Как-то ускользнул этот театр из внимания... Поэтому про сценографию Гарри Гуммеля ничего не знаю... А вот Бархин каждый раз интересен. И для каждого режиссера он создает совершенно независимый стиль, настроение спектакля...

jeanix
Aug. 31st, 2015 10:30 am (UTC)
Re: не повезло / повезло
Не повезло, что не застали лучшие времена Эрмитажа, время подъёма театра, становления и развития его своеобразной обериу-эстетики (1981-2005).
Повезло, что попали на самый лучший эрмитажевский спектакль текущего репертуара.
bertran01
Aug. 31st, 2015 10:47 am (UTC)
Re: не повезло / повезло
Ну, лично мне "Тайные записки..." как раз очень нравятся. Это вкусово, конечно... но - по душе пришелся спектакль.
А в "Кураж" и правда декорация "никакущая" - совершенно не помогает ни актерам, ни режиссеру. Обидно: я видела макет, задумка как раз была оч.интересная...
jeanix
Aug. 31st, 2015 11:02 am (UTC)
Re: декорация Гуммеля
А что декорация "играет"/изображает в "Тайных записках"?
В этом тексте можно выходить на важнейшие экзистенциальные вопросы - жизнь/смерть, любовь, ... А спектакль толчётся на одном месте. "Кураж" хоть вытаскивает из провала лишь финальная сцена, появление Морачёвой, и это при том, что Белоусова - супер актриса.
bertran01
Aug. 31st, 2015 12:04 pm (UTC)
Re: декорация Гуммеля
Ну что Вы, я не настолько умна, чтобы писать, как Пруст,о запахах или как критик Березкин - о сценографии. Так что разъяснить, что играет/изображает - это все же не ко мне. У меня всё больше "нравится - не нравится".
Так вот, в эрмитажном Чехове мне нравится цветность задника, "рифмующаяся" с основным цветом костюмов: когда Катя вещает шляпу, она практически сливается с изображением - этакий полувыцветший дагерротип старых времен.
Нравится подборка изображений до Винчи, и тут, мне кажется, тоже можно найти пересечения с постановкой... но я таки не Березкин.
Единственное - оч.хочется, чтобы декорация была подвижной, тем более, что в ее форме есть к движению позыв.

Спектакль мне очень близок, и он замечательно стал играться после того, как "Врагов" перенесли на начало второго действия.
Финал - с обращением в зал профессора... а может быть, самого Филиппова - каждый раз ставит в конце яркий восклицательный знак с переводом темы в позитив.
Впрочем, я никогда негатива в "Тайных записках" не видела.
twins_en
Aug. 31st, 2015 12:12 pm (UTC)
и кажется мне...
мне туда надо! Хочется самой заценить...
имеется только одна проблема: рушится вся моя концепция начала сезона.
Список, однако, не резиновый, выходных катастрофически не хватает...
bertran01
Aug. 31st, 2015 12:33 pm (UTC)
Re: и кажется мне...
:) Не надо рушить никакие концепции. Эрмитаж будет "встраиваться" в новое помещение, на Арбате. Сейчас там идут технические работы, потом будут репетиции...мне сказали, что, скорее всего, в ноябре только начнут играть.
Re: и кажется мне... - twins_en - Aug. 31st, 2015 03:22 pm (UTC) - Expand
Re: и кажется мне... - bertran01 - Aug. 31st, 2015 08:46 pm (UTC) - Expand
Re: это точно - twins_en - Sep. 1st, 2015 12:40 pm (UTC) - Expand
jeanix
Aug. 31st, 2015 02:30 pm (UTC)
Re:одноцветность
Мне как раз не нравится одноцветность, монотонность декорации, рисунки Леонардо лишь частично иллюстрируют научную деятельность главного героя, не затрагивая главных тем первоисточника – жизнь-близость смерти-любовь.
Катя – как раз одна из главных неудач спектакля. Если идти по тексту чеховского рассказа, то жена и дочь – это монстры, недочеловеки (в восприятии главного героя), а Катя – живой человек. В спектакле как раз жена и дочь – слишком человечны, а Катя – всего лишь сплошное недоразумение.
Коротенькие репризы на аплодисментах – это фирменное эрмитажевское, так было и в «Фокуснике». Это – хорошо!, и в «Фокуснике» этот оммаж ленинградскому театру 60-х – точно в цель, дополняя месседж спектакля, тут – хорошо, но несколько мимо.
twins_en
Aug. 31st, 2015 03:17 pm (UTC)
Катя и другие...
А я вот не воспринимаю Катю таким уж "живым человеком" - она обыкновенная чеховская вертихвостка, ей не так уж и далеко до Ольги Ивановны- попрыгуньи...
Ровно как и жену с дочерью я бы "недочеловеками" не назвала. В чем они "недочеловеки", "монстры"?
Re: субъективная картина - jeanix - Aug. 31st, 2015 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - twins_en - Aug. 31st, 2015 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jeanix - Aug. 31st, 2015 09:21 pm (UTC) - Expand
финальная сцена... - twins_en - Sep. 1st, 2015 10:06 am (UTC) - Expand
jeanix
Aug. 31st, 2015 02:33 pm (UTC)
Re: без негатива
Без негативного не понять одиночества, отчуждения главного героя.
Re: без негатива - twins_en - Aug. 31st, 2015 03:46 pm (UTC) - Expand
Re: разные концепции - jeanix - Aug. 31st, 2015 09:08 pm (UTC) - Expand
Re: не совпали... - twins_en - Sep. 1st, 2015 09:57 am (UTC) - Expand
Re: без боли - jeanix - Sep. 1st, 2015 10:19 am (UTC) - Expand
Re: без боли - twins_en - Sep. 1st, 2015 10:39 am (UTC) - Expand
Re: Плотников/Еремин - twins_en - Sep. 1st, 2015 09:58 am (UTC) - Expand
Re: Плотников/Еремин - jeanix - Sep. 1st, 2015 10:11 am (UTC) - Expand
Re: Плотников/Еремин - twins_en - Sep. 1st, 2015 10:14 am (UTC) - Expand
Re: Плотников/Еремин - jeanix - Sep. 1st, 2015 10:17 am (UTC) - Expand
apotapov777
Aug. 31st, 2015 07:00 pm (UTC)
То есть в "Лире" другой финал, позитивный?
twins_en
Aug. 31st, 2015 07:47 pm (UTC)
Яркий и позитивный!
Смерти нет!
sen_semilia
Sep. 3rd, 2015 09:12 pm (UTC)
сто лет в Эрмитаже не была...
в саду месяц назад :-)
twins_en
Sep. 4th, 2015 08:02 am (UTC)
О Эрмитаж!
Эрмитаж, сад Эрмитаж, театр Эрмитаж...
в саду Эрмитаж тоже были этим летом - просто европейское место стало, я Вам скажу. И у Вас в блоге я читала, Вы о нем писали)))
Театр для себя неожиданно открыли, как-то мимо он нас прошел...
Ну и что-то захотелось сходить в Эрмитаж...и пусть там свет плохо поставлен, все равно хочется пройтись по его залам. Эх, залы Эрмитажа, ждете ли вы меня?

Edited at 2015-09-04 09:34 am (UTC)
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel