?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Удивительное дело, но один из вечеров с Юрием Башметом прошел без самого, собственно, Юрия Башмета. Маэстро буквально перед концертом оказался (сказался) больным. Программа была изменена, но не сильно. По крайней мере концепция была сохранена – из развивающего и непривычного давали кантату Тавенера для виолончели с оркестром "Покров Богородицы" и из "для услады" вечный Моцарт!

Для кантаты "Покров Богородицы" сам композитор определил форму произведения как "звуковую икону", ибо в последние годы творчества был сосредоточен на этой форме изображения божественного, где вместо красок использовал звуки. Произведение довольно сложное, и явно было не всеми принято. Моя соседка по абонементу с началом антракта покачала головой, пытаясь найти у меня подтверждения, что произведение как бы спорное. Не буду отрицать, что произведение не из тех, что сразу "ложится на ухо" и принимаются мозгом как что-то само собой разумеющееся, красивое, чтобы, как говорил Попандопуло "душа развернулась и больше не сворачивалась", но… я без удивления потом прочла в программке, что композитор принял православие – было видно, что он знаком и с литургической мелодикой и колокольными перезвонами, по крайней мере мой ассоциативный ряд выдавал во время прослушивания именно эти образы.

А вот с Моцартом у меня случилось неожиданное восприятие и даже открытие. Во-первых, я всегда считала 40 симфонию абсолютно летним произведением. Возможно, из-за того, что впервые в концертном исполнении слушала летом в розарии г.Паланга. Но тут мне прямо виделись зимние вьюжные картинки (это надо ж так зимы хотеть), а местами я подумывала о том, что Латенас мог бы взять мелодию за основу для оформления спектаклей Туминаса. Вот только произведение я подобрать не могла, не успела. Надо бы переслушать и додумать эту думу.
А во-вторых, видимо, из-за того, что произведение необычайно популярное (если не самое популярное из симфонической музыки), то оно ошибочно кажется легким. По крайней мере я всегда его так воспринимала, а тут вдруг поняла, что очень много пластов и музыкальных тем, которые перекликаются между собой, спорят и в целом наполнены необычайным философским смыслом.

Забавное наблюдение и к теме аплодисментов случилось. Ибо второе отделение оркестр играл без дирижера, и соответственно некому было дать команду ни уйти, ни дать бис. Некоторая неловкость наблюдалась как у зрителей, так и у оркестрантов. Теперь у меня есть точный ответ, для чего же нужен дирижер в оркестре – как минимум, чтобы отпустить всех домой…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ribka_anna
Dec. 24th, 2015 06:48 pm (UTC)
Вот так так... только сегодня за офисным обедом говорили о том, для чего же нужен дирижер в оркестре!
twins_en
Dec. 24th, 2015 08:30 pm (UTC)
Забавно иногда ответ приходит извне))
У меня наш папа часто спрашивает, зачем же нужен дирижер. Конечно, оркестр может сыграть и без дирижера, особенно известные и много раз сыгранные произведения. Но вот опять же на этом концерте нам показалось, что в начале первой части оркестр чуть разошелся... и вот совсем забавно было наблюдать, как на поклонах они не знали как себя вести. Да, собственно, и мы, слушатели, тоже были немного растеряны...
ribka_anna
Dec. 26th, 2015 04:52 pm (UTC)
Действительно) Мы говорили про Курск, про работу, командировки и чтобы немного отвлечься и переключиться с этой темы я стала рассказывать вот про что: http://www.intelros.ru/pdf/Foma/2015_9/8.pdf
Началась дискуссия "поехал бы столичный зритель в Курск на дирижера?" Ну и дальше про роль личности дирижера в оркестре).
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel