?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Повтор спектаклей когда-то для меня был практически невозможен. Возникал вопрос зачем, на который у меня не было ответа.

Сейчас же повторы случаются время от времени. И причины могут быть самые разные – не успела разобраться во всех деталях и посылах, хочется повторить те же эмоции и есть уверенность, что последующие эмоции будут не слабее предыдущих, просто хочется пересмотреть, как пересматривают любимые фильмы или пересушивают любимую музыку. Вот с «Посвящается Ялтой» как раз и было желание просто пересмотреть удачное сочетания музыки, слов, актерской игры, исполнения музыки...

Объединение двух самостоятельных произведений (поэмы Бродского «Посвящается Ялте» и сонаты 1 для виолончели и фортепиано Шнитке) стало спектаклеобразующим и оказалось настолько удачным, что для меня это приобрело статус совершенно самостоятельного произведения, стало практически замкнутой системой.

Так часто происходит в песнях на хорошие стихи и мелодии, когда можешь воспринимать каждую составляющую как самостоятельное произведение, но и совместное их звучание приобретает новое значение, когда калейдоскоп мыслей и чувств приобретает особый смысл, логику, когда «все цвета в одном луче дают в итоге свет» (с). То же самое произошло и в этом спектакле - слова стали весомей, а музыка Шнитке приобрела какое-то новое измерение, она воспринимается тут уже в контексте поэмы Бродского и для меня является тем средством, которые передает мысли и страхи героев истории, ибо передать чувства актер способен, но как передать мысли? Как передать, скажем, нервный тик у виска, когда никому он не виден, а человек изнемогает от него. Вот таким нервным тиком и является музыка в этом спектакле, она договаривает то, что герои этого «бытового детектива» боятся произнести и даже подумать.

Музыка в этом спектакле не просто музыкальное оформление, подложка, усилитель действия. Это именно самостоятельная составляющая, героиня спектакля. Именно поэтому действия и музыка разнесены как в пространстве сцены, так и во времени действия. Они не накладываются друг на друга, а действуют поочередно. Словно происходит событие в истории, а затем начинается его осмысление и переживание.

Все истории рассказаны героями в диалоге со следователем, но реплик следователя мы не слышим, и от этого иногда возникает странный эффект – будто бы ответ обращен к нам, будто это мы пытаемся разобраться, что же случилось. Мрак сцены вырывает поочередно героев, исполненных двумя актерами Артуром Смоляниновым и Натальей Ушаковой. При этом герои сыграны так по-разному, что не задумываешься о том, что исполнитель у них один. При минимуме сценических деталей и элементов игры передаются разные характеры, мысли, мотивация. И отдельная удача, что синдром человека-оркестра-все-сам-могу не захватил Смолянинова и часть ролей исполнила женщина, естественность образов не была нарушена чрезмерной игрой и гендерными трансформациями… Пожалуй, один из немногих случаев, когда курение я считала полностью оправданным и значимым – через него передается состояние героев.
Управлял повествованием удачно поставленный свет, который выхватывал из мрака сцены, то героев, то исполнителей музыки, и постоянно переключал наше внимание от слов героев к их мыслям, раскрывал суть происходящего постепенно вырывая из мрака ситуации детали происшедшего.

При первом просмотре я была почему-то сосредоточена на музыке и на игре актеров, мне постоянно казалось, что я что-то упускаю из сказанного, из текста. Интересно, но у человека, с которым я была вчера были схожие ощущения… Но в этот раз хватило внимания и на слова. Возможно, потому, что развязку я уже знала, и интрига меня в этот раз не отвлекала. Сейчас же я пыталась уловить смысл и это было тоже как-то в контексте поэмы – совокупность смыслам может в итоге дать абсурд, случайность, и наоборот случайность может в итоге оказаться значимой. Так что же более значимо, что есть смысл, а чем можно пренебречь?...

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel