?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гамлет. Коляда-театр

Двери открылись и мне показалось, что в спектакле будут участвовать дети. Через мгновение с удивлением обнаружила, что это все уже знакомые актеры, просто без обуви они казались гораздо ниже, а весь их вид был беззащитно-наивным, обезоруживающе детским…

Наверное, прелюдия спектакля предполагалась веселой и легкой, но я весь танец подданных проплакала. Это были совсем непонятные мне слезы – звучала веселая музыка, актеры энергично исполняли танец, стилизованный под общинный. Все было ярко и красиво, а у меня текли слезы. То ли от предчувствия, что этот беззлобный мир будет разрушен, то ли от того, что наивность и детскость всегда вызывает тревожное чувство, желание защитить…

И тут понимаешь, что есть спектакли простые и легкие, уютные, для отдыха. А бывают спектакли, которые требуют от зрителя душевных сил, моральной отваги и огромного труда, сотворчества, борьбы с собственными стереотипами и априорными ожиданиями. Даже несмотря на, казалось бы, легкую форму, яркое наполнение и веселую музыку фоном. Именно таким спектаклем и является «Гамлет» Коляды. Для меня он был особенно сложным в виду присутствия на сцене четвероногого и длиннохвостого актера – ну тут уж я позаботилась заранее и купила билет себе на балкон. И тем не менее всю сцену с крысой я вжималась в кресло, и это подготовило все мои чувства для последующего ужаса, задав настрой на сопереживание…

Вторая часть прелюдии, в которой дается предыстория жизни в королевстве, прошла у меня легче, но по содержанию она весомее первой – есть королевство с добрым демократически настроенным королем, который старается сделать жизнь своих подданных радостной, честной, открытой. И текла бы эта жизнь и дальше, но вот только бесхитростных и наивных людей так легко ввести в заблуждение. И вот уже каким-то неведомым образом совершается убийство, оно кажется даже каким-то радостным, ритуальным, само собой разумеющимся, по инерции с веселой жизнью - легко жили, легко убили, легко простились. И вот уже новый король. И то же радостное наивное общество переносит свою любовь на него – тоже как бы и естественно: «Король умер! Да Здравствует Король!», только вот новый король уже не в кругу наравне с подданными, а в центре, купается во власти… А простодушные подданные не сразу это замечают. И дело тут не в желании удобно устроиться при новом короле, это искреннее доверие по привычке, по инерции, по наивности… И даже не сразу обращаешь внимание, что у подданных появляются собачьи ошейники – в преданность ведь не все верят, для кого-то на поводке надежнее…

И такое впечатление, что никого из поданных поводок не смущает, не душит, не угнетает. Общество послушных продолжает жить по привычке, смирившись с серьезным изменением жизни, потерей не только свободы, но даже и ее иллюзии, а также и собственной чистоты – однажды запятнавшись, погрязают и погрязают в грехе далее.

Не согласен только Гамлет. Его-то поводок как раз душит и угнетает, Гамлет постоянно за него дергает, словно обуздывая свое собственное негодование (вот ведь огрызаться вздумал щенок), возвращая себя на цепь, удерживая от поспешных действий. Вообще про Гамлета Олега Ягодина нельзя сказать словами Бродского, что его «удел стремиться и не сметь». Как раз наоборот, про него нельзя сказать, что он медлит – он выжидает, у него тонкий расчет, впрочем, и судьбу свою он знает наперед…

Визуально в спектакле заложено очень много ассоциаций и образов. Как непосредственных и прямых, так и не столь явных. Начиная от костюмно-тематического решения в стиле общины туземцев, до ассоциативных. Мне вспоминалась Офелия у кого-то из Прерафаэлитов, Аид с его транзитом в царство мертвых, образы египетских фараонов… картинки мелькали, но не противоречили друг другу, не вызывали недоумение.

Этот «Гамлет» совпал с моим убеждением, что природа людей не меняется ни с течением времени, ни с изменением их уровня жизни… всегда могут выйти на первый план низменные, первобытные чувства, инстинкты и они перекроют все то, хорошее, что культивировалось воспитанием, эволюцией, прогрессом… Но как предвидеть, как предотвратить?...

Интересно, но на протяжении всего спектакля меня не покидала одна мысль экономическо-технического характера (из разряда «некрасиво прикидывать чужой бюджет»). А ведь спектакль сделан удивительно изобретательно и искусно – банальные «треники с рынка», оказывается, могут смотреться так эффектно, их можно использовать по-разному (вплоть до головного убора); огромная ванна может и казаться лодкой, и фамильным склепом, и быть символом власти, и создавать зловещее настроение; поводки с ошейниками могут служить символом послушности, а могут быть одновременно и чрезвычайно сложным атрибутом в постановке трюков – так как поставлена сцена дуэли Гамлета с Лаэртом, так технически сложно с использованием такого простого предмета. Я была восхищена, с одной стороны, и испугана, с другой. Мне было страшно наблюдать за актерами, которые «летают» на этом поводке. А какие еще чувства должен испытывать зритель во время дуэли, как не страх???

На протяжении всего спектакля я понимала, что он мне необыкновенно нравится и вызывает огромный интерес, но в отличие от «Маскарада», после которого хотелось сразу же начать его смотреть повторно, я не собиралась пересматривать «Гамлета». Но вот прошло 10 дней, а у меня возникло столько вопросов, не забыть бы их за год… чтобы начать искать ответы не с самого начала, а хотя бы с того, что было открыто в этом году…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
lotta20
Jan. 29th, 2016 08:28 pm (UTC)
Отлично! очень похоже на то, что думала и чувствовала я - даже про "бюджетность"))
Смотрела несколько лет назад, больше не повторяла, но видела запись - она приличная. И жалею, что не пошла в этот раз!
twins_en
Jan. 29th, 2016 08:31 pm (UTC)
А я жалею, что они так далеко!!! Ибо много всего и сразу, оптом, я точно знаю, мне не переварить-не перенести-не перечувствовать... а вот дозированно бы - по 2-3 спектакля в месяц.
Впрочем, учитывая возможное импортозамещение отпуска, кто знает, мб и Екатеринбург...
lotta20
Jan. 29th, 2016 08:36 pm (UTC)
Мне тоже трудно смотреть несколько спектаклей подряд. Выбираю каждый раз... Но вот сегодня сорвалась на "Кошку" - по лишнему. Освободился вечер, я и вперед. И еще завтра-послезавтра, так что все равно по числу перебор. Про Екб - вполне возможно.
twins_en
Jan. 29th, 2016 08:41 pm (UTC)
Мне жаль, что не случился "Лир", а после отзыва Льва во сто крат жальче. Хотелось, чтобы была дилогия о двух таких разных отцах... Но... своего же не променяешь на театрального...

Послезавтра мы тоже будем. Должна была быть еще "Безымянная звезда", но подписались на проверку РМТ в Вахтангова...
lotta20
Jan. 29th, 2016 08:51 pm (UTC)
Да уж, свой папа-Лир важнее))
lev_semerkin
Jan. 29th, 2016 09:14 pm (UTC)
«некрасиво прикидывать чужой бюджет»
голь на выдумки хитра!
twins_en
Jan. 29th, 2016 09:20 pm (UTC)
Re: «некрасиво прикидывать чужой бюджет»
Да-да, именно это мне и хотелось сказать, но... вдруг показалось, а вдруг это неделикатно по отношению к изобретательному стилю... А ведь этот изобретательный стиль - основа того, что так нас, зрителей подкупает. Есть в этом какая-то чистая детская изобретательность, наивная и образная - так дети берут все, что угодно и у них получается целый вымышленный мир...
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel