?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"У меня нет способностей к изучению иностранных языков" - Так я говорила всю свою жизнь (а это, надо признать, почти 3 десятка лет с первого знакомства с английским), оправдывая свою неспособность выучить английский. Потом вдруг поняла, что прежде чем делать такое заявление, следует определить для себя, а что собственно такое способности к языкам, что такое неспособности. И как с этими неспособностями поступить.

Помню в детстве каждый раз, когда я просила объяснить папу задачку, он начинал с вопроса «что тут непонятно?». Я ненавидела этот вопрос и не понимала, почему он пытается от меня чего-то добиться, требует объяснений, когда дело ясное - просто задача непонятна. Сейчас-то я понимаю, насколько важен этот вопрос. По сути это половина решения.

Так случилось у меня и с английским языком. Обучение стало плодотворным только после того, как я сформулировала для себя, а что же это такое «способности к языкам», которых у меня нет.

Вопрос совсем непраздный, но единого ответа не имеет. Думаю, у каждого свой набор причин, по которым мы причисляем себя к неспособным к изучению языков людям. И все же я призываю каждого задуматься и ответить, что для вас лично эти неведомые «способности к изучению языка».
И не надо говорить, что не знаете, что это такое, но точно знаете, что способностей нет. Это несерьезно. Если не знаете, что это такое, то может быть и не знаете, что они как раз есть?

Или вы делаете такое заключение, глядя на результат других людей? Но ведь вы не видели весь процесс их обучения, их старания и усилия, которые привели к этому результату. Почему же вы считаете, что у них это получилось само собой, а значит у них есть способности, а у вас нет? Попробуйте их спросить, есть ли у них способности и многие из них замнутся и не смогут ответить однозначно.
Итак, после того, как я уяснила, что же я понимаю под способностями к языкам, я поняла, что лично мне надо сделать для того, чтобы развить эти способности. В конце концов даже музыкальный слух развивается, так почему же нельзя развить эти загадочные способности к изучению иностранного языка.

Чтобы не быть голословной, я приведу результат своих размышлений.

Первое что бросалось в глаза, вернее было очевидно, это моя неспособность к аудированию. Задания по аудированию меня почти всегда доводили чуть ли не до слез. Почти вся группа с тем или иным успехом их выполняла. А у меня почти все gap-ы были не заполнены или заполнены не так. Чем больше я переживала на этот счет, тем больше я ошибалась в заданиях. Мой страх приводил меня в ступор, а ступор давил на мозг и ухо. И все заканчивалось одним и тем же – невыполненным заданием. Я говорила себе, что я неспособна к языкам. Этот английский звучит на другой частоте, которую я не способна уловить. Уговаривала себя, что мне достаточно научиться читать и писать, ну может быть еще в случае необходимости набрать 911 и прокричать SOS. Но однажды я трижды переспросила коллегу (по-русски) и… меня осенило. Так дело не в английском! А в моей личной физической способности слышать. Почему я не переживала, трижды переспрашивая коллегу на русском (на родном моем языке), но убиваюсь не расслышав с двух попыток английское упражнение. Вуаля… все стало просто – хватит переживать, слушай больше. Каких-то пару месяцев самостоятельного аудирования с позитивным настроением и однажды в маршрутке я поняла песню своего детства/ молодости. Я летела до Интернета чуть ли не бегом, мне надо было проверить, так ли я услышала слова! Будьте уверены – так! Песня была Words don't come easy (F.R.David) – символично, не правда ли?!!!

Кстати, о словах, когда я только начала заниматься изучением английского языка, слова запоминались довольно сложно. Приходилось прибегать к разным уловкам и приемам, чтобы как-то уложить самые необходимые слова. Однажды я нашла тетрадку с предыдущей попытки изучения и увидела, что половину слов, которые я изучала сейчас, я когда-то уже пыталась выучить. Что же получается? Что у меня и с памятью проблема? Никогда не замечала за собой таких проблем. Так может быть все дело в том, что мне эти слова просто не нужны? Я ими не пользуюсь и оттого не запоминаю? Я начала читать. Сначала каждый раз заглядывая в словарь, потом пытаясь угадать неизвестные слова, а потом я поняла, что я их знаю, в книге узнаю и смысл понимаю, но оставалась проблема вытащить их в нужный момент в речи. В обратную сторону слова не приходили так уж быстро. Не буду описывать способы их вытащить. Это все же тема для отдельного разговора. Но скажу, что чем больше я читала книг, тем проще стало запоминать слова. Иногда даже приходит мысль, что уже получается угадать как из одного слова придумать другое. Правда, не всегда правильно… Но опять же это тема для отдельного разговора.

Помимо восприятия на слух и запоминания слов, была проблема объясниться так, чтобы поняли, не спросили свое это вежливое «Pardon? What do you mean?» С этим было сложнее. Потому что напрашивался очевидный ответ – у меня неправильное произношение. Но, как оказалось, это далеко не самое важное. Гораздо важнее подобрать правильное слово и правильную конструкцию. Мы все мыслим привычными категориями нашего родного языка, который есть ничто иное как отражение нашей действительности, ментальности, темперамента и культуры. И сама большая ошибка при изучении чужого языка – это пытаться перевести мысль на родном языке на изучаемый язык. А надо не перевести, а переНести, отразить ее в том языке, а значит в той культуре, том темпераменте. А для этого надо представить, почему же в том языке используются другие конструкции. Если не получается, то надо запомнить и накопить все эти отражения.

Так вот именно с этими отражениями и представлениями чужих конструкций для меня и связано определение способностей к изучению иностранных языков. Человек, у которого есть способности к языкам, способен абстрагироваться от родного языка, старается запомнить, какую конструкцию в какой ситуации надо использовать, ему удается понять логику этой конструкции, почему в том языке именно так, а не так, как нам бы хотелось сказать, как НАМ кажется логичным. Вот это для меня способности к изучению иностранных языков.

Но тогда получается, что нам, людям без таких способностей, достаточно просто уделить побольше времени запоминанию и отработке. Всего-то… А остальное – это личные физические способности. Конечно, хотелось бы, чтобы они тоже были идеальными и позволяли вовремя различить неслышимую паузу между двумя словами, сымитировать интонацию носителей языка, запомнить сразу все-все-все слова. Но это же все равно что хотеть поймать золотую рыбку для исполнения своих желаний. А пока не поймали все придется делать самим. Надо только понять, ЧТО же надо делать)

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel