?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учителя и ученики…

Практически одновременно закончились два абонемента в Московской консерватории – «Элисо Вирсаладзе и ученики» и «Сергей Доренский представляет» – одинаковые по сути и абсолютно разные по настроению. Но кроме собственно великолепно исполненной музыки, абонементы как-то само собой запустили размышления на тему преемственности… Каково же влияние педагога не только на исполнительское искусство ученика, но и на позицию, на манеру себя держать и подавать, на эмоциональные проявления.

Помнится, много лет назад, впервые увидев и услышав Бориса Березовского, у меня произошла аудио-видео-рассинхронизация – закрывала глаза и слышала безупречное исполнение, в меру эмоциональное и проникновенное, открывала глаза и видела ровную спину, слегка склоненную голову, практически зафиксированные локти. Казалось, что пианист исполняет музыку исключительно кончиками пальцев… Было непривычно… И я никак не могла понять, как такое вообще возможно. Пока однажды не попала на концерт Элисо Вирсаладзе, у кого учился Березовский. И случилась та же самая аудио-видео-рассинхронизация. Так я приняла тот факт, что бывают пианисты закрытого темперамента. Собственно, это снова подтвердил абонемент «Элисо Вирсаладзе и ученики». Более того на свой концерт Борис Березовский пригласил одного из своих уже учеников для исполнения этюдов Бартока. И… тот же самый сдержанный темперамент в видео версии и обычный пианисткий при закрытых глазах…

Другое дело все-все ученики Сергея Леонидовича Доренского… Вылетели, взмах рук и полетели! Порой кажется, что и целого рояля мало! Осенью прошлого года прошел слух, что на концерте в Иркутске после очередного эмоционально взятого аккорда у Дениса Мацуева рухнул рояль. Охотно верю! Но удивительно не это, удивительно, что в вступительном слове перед концертом одного из своих учеников Доренский признался, как много лет назад у него у самого на концерте в Ташкенте подломилась ножка рояля и пришлось держать рояль на коленях, звать на помощь. Да, все повторяется.

Но Сергей Леонидович вообще удивительный человек. В свои 84 года приходит на каждый концерт своих учеников, с неизменной бабочкой, представляет ученика, находит добрые слова про каждого, а заодно и про своего учителя Григория Романовича Гинзбурга. И получается, что сам Доренский связующее звено между двумя столетиями. Впрочем, 84 года – это большая часть столетия…

И каждое выступление учеников Доренский слушает полностью, иногда дает комментарий «Браво, Андрюша/Гоша/Паша»… Но не только учитель слушает своего ученика, другие ученики Доренского обычно бывают в зале – неоднократно встречали Луганского, Писарева… И, конечно, удивительно трогательно услышать гордое: «Между тем у меня сегодня знаменательный день – трое моих учеников дают сольные концерты в трех из четырех основных залов Москвы». Получается он по-прежнему с интересом следит за своими учениками, объединяет их. И не этот ли неподдельный интерес мотивирует пианистов, позволяет хотя бы условно почувствовать себя все тем же «Андрюшей/ Гошей/ Пашей/Колей», быть частью общей школы, семейства пианистов с единым темпераментом и этикой, которая не позволяет оставить слушателя без биса, не создать ощущения эйфории…

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel