?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музыка Баха дает ощущение, что ты разговариваешь с целым миром, знаешь всю мировую историю, ощущаешь связь времен, себя ощущаешь частью мира (даже значимой частью мира). Осознание важности Баха и его музыки приходит в несколько этапов – сначала кажется, что его играть просто, потом вдруг самонадеянно кажется, что раз просто играть, значит скучно, а значит и музыка не значима, но потом вдруг дорастаешь и понимаешь, что никогда-никогда-никогда ты не постигнешь эту музыку полностью, каждый раз слушая, ты будешь узнавать что-то новое. Даже зная наизусть самые известные произведения, слушая их не устаешь удивляться, что каждый раз открываешь их заново. Не даром Маэстро Темирканов как-то сказал, что как для верующего человека важно ежедневное чтение Библии, так и для музыканта необходимо ежедневно слушать Баха. Не только для музыканта…

Помню, однажды мы с друзьями решили «собрать» необходимые вещи на необитаемый остров. В том числе можно было взять что-то из музыки. Я пыталась выторговать mp3 Баха, но когда меня заставили отказаться от лишнего и взять только одно произведение, то я выбрала «Страсти по Матфею». Интересно, но некоторые знакомые решили повториться вслед за мной…
К сожалению, Страсти по Матфею исполняют не часто. Вот почему при каждой возможности стараюсь попасть на «живое» исполнение. Вот почему решила не пропускать исполнение в Новой опере…

На первых аккордах у меня возникло две мысли: 1) никогда искусственный орган не сможет заменить настоящий и уж лучше вообще без него… 2) похоже, я впервые в жизни пожалею, что пришла слушать «Страсти по Матфею» Баха…

Когда после первого хорала хоры сели, а солисты так и не встали, я скептически подумала, что новаторство новой оперы идет все же не в том направлении… Ни один уважающий себя хор не позволит себе петь сидя. И дело даже не в принятом этикете, традициях, но и работе дыхательного аппарата, посыле, «траектории» звука, все же из положения сидя звук идет ниже (пространственно ниже). И не надо быть меломаном или обладать хорошим слухом, чтобы заметить разницу. Увы, она заметна… Ну и жалея ноги, артист не щадит свои связки и диафрагму, дает дополнительную нагрузку. Уверена, что партия из положения сидя вызвала перенапряжение связок у тенора, исполнявшего партию Евангелиста, и к середине второго отделения, он время от времени начал «хрипеть». Безусловно, партия сама по себе объективна тяжела, но… и не стоило ее дополнительно утяжелять…

Второе новаторство, которое не вызвало одобрения с моей стороны — это хождение солистов за сцену и обратно. Солисты выходили на исполнение своей партии, а затем уходили. Иногда даже топая каблуками (удивительно, но больше всех топал бас)… Все же никогда я до этого не встречала такого – абсолютно всегда все солисты выходят в самом начале, занимают свои места и ждут своей партии, сколь мала и незначительна она бы не была.

Ну и совсем нонсенс – это уход артистов, завершивших свои партии. Если уход солиста, исполняющего партию Иисуса Христа, можно как-то оправдать концептуальным подходом, то уход виолончелиста вместе с виолончелью не имеет никаких оправданий, на мой взгляд. Я представила, что каждый раз выполнив свой объем работы буду уходить, и как-то мне совестно стало даже от этой мысли.

Но, пожалуй, это все негативные наблюдения. Были и положительные моменты. Где-то после третьей или четвертой партии я мысленно процитировала дочку своей подруги, подумав, что «оркестр собрался и стало слушать интереснее», я смирилась с синтетическим звучанием органа и вдруг заметила, что используется интересный ход с разнесением хоров на подиумы, распложенные в разных частях сценах. Все «переклички», используемые Бахом в «массовых сценах» пассиона, стали более значимыми и объемными. Особенно это было заметно в сценах бесчинства толпы «распни!». И очень концептуально верно были разнесены солисты из хора. Их партии также «перекликались» с разных подиумов. Например, стало заметнее попытка сопротивления Пилата воле толпы…

Очень красиво прозвучали партии флейты, контрабаса, виолончели. До этого не приходилось слышать, что они звучат так ярко и выразительно. Обычно все же они находятся в тени солистов и хора.

Удивительно было и использование титров на русском языке. Обычно в лучшем случае можно получить более или менее подробную программку с цитатами, заголовками, перечнем соло, речитативов, хоралов. Тут же была возможность не только чувствовать, но и знать, что же именно в данный момент происходит по действию.

Постаралась добавить впечатлений и московская погода – в самые трагические фрагменты пассиона вдруг раздавался то гром, то шум дождя. Конечно, в данном конкретном случае это усиливало впечатления, НО меня занимает одна мысль – что же за акустика в здании Новой оперы, если возможно услышать шум дождя…

Ну и был у меня особенный подарок от Баха и Новой оперы. Я с удивлением обнаружила, что «вырываю» отдельные слова, словосочетания и даже пару фраз целиком на немецком языке! Невероятно, не ожидала, что такое может произойти спустя два месяца с начала занятий. Понимаю, что, возможно, благодаря тому, что на немецком пели наши люди, но моей радости это не убавило…

На этот вечер «конкурировало» несколько театрально-концертных мероприятий. Но я выбрала Баха. И нисколько не пожалела. И несмотря на то, что перечислила столько недостатков и можно было подумать, что останусь недовольно… Но Бах победил. Он прекрасен всегда, даже при наличии незначительных огрехах постановщиков…
Сам Бах говорил, что «цель музыки – трогать сердца». И надо признать, что он этой цели добился. Даже не идеальное исполнение дает вдохновение, восхищение, дает чувство благодарности – и Баху, и Мендельсону, который в свое время открыл Баха заново, и исполнителям…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
diegabel
Jun. 27th, 2016 07:35 pm (UTC)
Вчера ходила в Вахтангова на "Пристань", хотела увидеть Этуша. Понравилось, всё понравилось :)
twins_en
Jun. 27th, 2016 09:00 pm (UTC)
Да, замечательный спектакль. Настоящий гимн - гимн театру, гимн преданности искусству, гимн таланту.
Несколько лет назад этот спектакль нас "вернул в театр", после него мы опять начали интересоваться театром.
А "Визит дамы" был? Вам удалось посмотреть Ю.К.Борисову?
Жаль, что Вы не застали "Темные аллеи" и "Благосклонное участие". Но эти отрывки можно посмотреть на сайте ТВ культура.

diegabel
Jun. 29th, 2016 06:01 am (UTC)
Борисова была, ее смотрела и в Возьмите зонт, мадам Готье
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

twins_en
twins_en

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel